- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
Тип 2593
(«Sumida»)
1933
В 1930 году на базе шасси трехосного заднеприводного грузовика «Чийода» специалисты японских инженерно-железнодорожных войск разработали трехосную (6x4) бронемашину, которая могла ездить как по обычным дорогам, так и по железнодорожным рельсам. Машина получила обозначение 2590 «Сумида» и сразу же стала применяться японцами в оккупированной Манчжурии. В частности она использовалась во время проведения операций в Жехэ на довольно значительном удалении от железной дороги. Особенность первой модели «Сумиды» заключалась в том, что колеса для езды по рельсам были наглухо соединены с полуосями. Колеса для езды по дорогам надевались на полуоси отдельно, при этом железнодорожные колеса служили в качестве тормозных барабанов. Ходовая часть этой модели бронемашины-дрезины была рассчитана на движение по широкой железнодорожной колее.
Спустя год появился второй вариант бронеавтомобиля «Сумида», известный также под названием «ширококолейный железнодорожный тягач тип 91». Основным отличием этой модели от предыдущей было наличие механизма, позволявшего регулировать расстояние между колесами, что позволяло ездить по железнодорожным путям с колеей разной ширины. Под обозначением 2592 «Чийода» (не путать с трехосным бронеавтомобилем морской пехоты 2592) бронемашины этого типа с 1932 года начали поступать на вооружение подразделений морской пехоты японского императорского военно-морского флота и в середине 30-х годов прошлого века активно применялись японскими войсками в Китае.
Наконец в 1933 году на базе шасси все того же трехосного грузовика «Чийода» был построен бронеавтомобиль-дрезина 2593 «Сумида» (или «Чийода-Сумида»), который имел незначительные отличия от своих предшественников. Броневик был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя и задним — боевого отделения. В состав экипажа этой машины входили 6 человек.
Корпус бронемашины склепывался из броневых листов толщиной 16 мм, которые устанавливались вертикально. Исключение составляли корма и крыша моторного отделения, где бронировка имела рациональные углы наклона. Для посадки экипажа в машину и выхода из нее в бортах отделения управления и корме корпуса имелись прямоугольные двери, причем последние состояли из двух створок, распахивавшихся в стороны бортов. Боковые двери броневика открывались в сторону кормы и чтобы защитить от обстрела спереди членов экипажа, выходивших из машины, сразу же за моторным отсеком на некоторых машинах монтировались высокие — от днища корпуса до верхней кромки двери — полукруглые защитные бронеэкраны.
Переднюю часть обитаемого отсека занимало отделение управления, где справа располагался водитель, а слева от него — командир машины. Обзор водителю обеспечивало прямоугольное лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью, командир машины наблюдал за местностью через почти квадратную стрелковую амбразуру с бронезаслонкой. Кроме того, в боковых дверях имелись узкие смотровые щели.
За сиденьями водителя и командира находилось довольно обширное боевое отделение, борта которого были оборудованы стрелковыми амбразурами с бронезаслонками — по три на сторону — для ведения ружейного или пулеметного огня из машины. За клепаной конической башней кругового вращения, установленной на крыше боевого отделения, имелся прямоугольный люк, створки которого откидывались в стороны бортов. При необходимости через этот люк можно было войти в бронемашину или покинуть ее, а также вести наблюдение за местностью. С той же целью члены экипажа могли использовать большой полукруглый люк на крыше башни. В боевой обстановке для обзора использовались две смотровые щели в боках башни и задняя стрелковая амбразура с бронезаслонкой. В качестве штатного вооружения в башне «Сумиды» в шаровой установке был смонтирован 6,5-мм пулемет тип 91.
В передней части машины находилось моторное отделение, в котором был установлен 29,4-киловаттный (40 л. с.) четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, который позволял бронемашине с боевой массой 7,6 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 40 км/ч и по рельсам со скоростью 60 км/ч. Доступ к двигателю с целью его ремонта и технического обслуживания обеспечивали люки с откидными крышками, предусмотренные в боковых стенках бронекапота. Радиатор защищали две подвижные бронепанели с горизонтальными щелевыми жалюзи. За пределами зоны боевых действий эти бронепанели могли раскрываться с целью наиболее эффективного охлаждения радиатора
В трехосной заднеприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах применялись колеса со сменными скатами. Для движения по обычным дорогам использовались литые грузовые шины, а для езды по железнодорожным рельсам — специальные стальные ободы. Сменный комплект на походе крепился на бортах машины. Для смены хода бронеавтомобиль был оборудован четырьмя домкратами, которые попарно монтировались на специальных рамах спереди и сзади машины и приводились от двигателя. Вся операция по смене хода занимала не более 10 минут. Нагрузка на оси распределялась следующим образом: на управляемую переднюю ось приходилось 2,22 т, на ведущие задние — по 2,69 т.
Расстояние между колесами регулировалось, что позволяло бронемашине-дрезине ездить по железнодорожным путям с колеей разной ширины. Бронемашина была оборудована сцепными приспособлениями и буферами железнодорожного типа, что позволяло буксировать вагоны с пехотой или военными грузами. В этом случае обычно использовались два бронеавтомобиля которые сцеплялись попарно по схеме «тяни-толкай».
В варианте дрезины бронеавтомобили «Сумида» использовалась для проведения ремонтно-восстановительных работ на поврежденных участках железнодорожного полотна, а также для патрулирования наиболее важных участков железных дорог. Находясь в отдалении от железнодорожных веток, броневики-дрезины 2593 «Сумида» применялись как обычные бронеавтомобили.
Особенно широко и успешно японцы использовали бронеавтомобили этого типа в Китае, где они очень быстро доказали свою эффективность. Однако с переносом основных боевых действий на Тихоокеанский ТВД интерес к бронемашинам-дрезинам заметно упал. И, тем не менее поступив на вооружение японской армии в 1933 году, бронеавтомобиль «Сумида» оставался в строю в течение всего начального периода второй мировой войны.
технические характеристики |
Тип 2593 «Sumida» |
---|---|
Боевая масса, т | 7,6 |
Экипаж, чел. | 6 |
Длина,мм | 6552 |
Ширина,мм | 1929 |
Высота,мм | 2971 |
Дорожный просвет,мм | 400 |
Броня, мм | 16 |
Скорость максимальная, км/ч | 60 (по жд 40) |
Запас хода по шоссе, км | |
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | 4 цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения | 1 | 40 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 6,5 | тип 91 | 1 |