- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль разведывательный
Daimler Dingo
(Daimler Dingo)
1939
В конце 30-х годов по заказу управления механизации британской армии фирма «Олвис» разработала и изготовила прототип полноприводного (4x4) легкого двухместного разведывательного бронеавтомобиля «Динго», вооруженного стандартным 7,7 мм пулеметом «Брен». В свою очередь в 1937 году фирма BSA также представила на рассмотрение свой прототип двухместной разведывательной машины. Как и «Динго» она была вооружена пулеметом «Брен», но обладала большей боевой массой. Свою модель отличавшуюся некоторыми интересными особенностями предложила и фирма «Моррис коммершиал карз», но в целом она оказалась хуже двух других конкурентов и не получила дальнейшего развития.
В 1938 году состоялись сравнительные испытания прототипов фирм «Олвис» и BSA, по результатам которых предпочтение было отдано — при условии внесения некоторых изменений — машине фирмы BSA, хотя по своим характеристикам оба бронеавтомобиля были практически идентичными.
К тому времени, когда руководство управления механизации сделало свой выбор, фирму BSA поглотила более крупная компания «Даймлер», но к бронеавтомобилю, серийное производство которого началось в 1939 году под официальным обозначением «легкий разведывательный бронеавтомобиль «Даймлер» Мк I» приклеилось «украденное» у конкурентов название «Динго». Всего в период с 1939 года по 1945 год фирмами «Даймлер», «Хамбер мотор» и «Канадиан Форд» было выпущено 6626 бронемашин этого типа всех модификаций.
Первый серийный вариант Мk I имел многогранный клепано-сварной корпус со сдвижной крышей, выполнявшийся из листов стальной брони, толщина которых доходила до 30 мм. Расположенное сзади моторное отделение не было бронировано, чтобы снизить общую массу машины. Справа в бронированной восьмигранной рубке размещался водитель слева — командир. Почти в ногах у него под передней панелью хранился штатный 7,7-мм пулемет «Брен», запасной ствол к которому крепился с помощью специальных зажимов к левому борту. Позади сиденья водителя находился топливный бак, за сиденьем командира — стеллаж с радиостанцией № 19, коробками с запасными магазинами для пуле мета «Брен» и т.д. Характерной особенностью машины являлось то, что рулевая колонка а также сиденье водителя были установлены под углом к ее продольной оси таким образом при движении задним ходом водитель обернувшись, мог смотреть назад через открытую панель задней стенки рубки (модели Мк I-II), не выворачиваясь при этом всем телом. Снизу на пане лях крыши имелись предохранительные подушки, которые при движении по неровной дороге защищали головы членов эки пажа от ударов о низкую крышу.
В качестве силовой установки на «Даймлер Динго» устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель «Даймлер», который при рабочем объеме 2520 см3 развивал мощность 40,5 кВт (55 л.с.), что позволяло бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 88 5 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили пятискоростная коробка передач с предварительным выбором передач, раздаточная коробка с встроенным дифференциалом и гидравлические тормоза. Машина была полноприводной от раздаточной коробки вращательный момент передавался на каждое колесо с помощью индивидуального карданного вала. Независимая подвеска с высокими пружинными амортизаторами обеспечивала постоянное соприкосновение с грунтом всех четырех колес независимо от их взаимного расположения. Бронемашина имела короткую колесную базу и широкую колею, что делало ее очень компактной устойчивой и поворотливой.
За моделью Mk.I последовала модель Mk.IA, на которой сдвижную крышу заменила откидная. Модификация Mk.IB отличалась обратным направлением вращения крыльчатки вентилятора, являвшегося частью системы охлаждения двигателя. Все машины Mk.I-IB были полноприводными (4x4). Всего было изготовлено 52 бронеавтомобиля «Даймлер Динго» Mk.I.
Начиная с модификации Mk.II, машина стала заднеприводной, поскольку опыт эксплуатации ранних моделей показал, что в руках неопытного водителя «Динго» вела себя как норовистая лошадь. Моторный отсек стал короче, существенно видоизменилась решетка радиатора, изменилась конструкция откидной крыши бронекорпуса. Эта модель выпускалась с 1941 по 1945 год.
Модификация Mk.III вообще не имела крыши (с большинства бронемашин предыдущей модели эксплуатировавшихся в линейных частях экипажи снимали ее своими силами). В ходе боевых действий в пустыне экипажи закрепляли над передней частью корпуса брезентовые чехлы, защищавшие от песка и пыли. Машина получила усиленную рулевую колонку и дополнительное третье сиденье, ее боевая масса возросла до 3,2 т. «Даймлер» Mk.III стал последней модификацией пошедшей в серийное производство с начала 1945 года.
Бронеавтомобиль «Динго» производился также в Канаде совместными усилиями фирм «Канадиэн Форд мотор компани» и «Интернэшнл Харвестер компани». Первая выпускала шасси, а вторая поставляла к ним бронекорпуса, Канадцы изготавливали две модели: разведывательный бронеавтомобиль Mk.III и Mk.IV (известный под названием «Линкс I») и разведывательный бронеавтомобиль Mk.II («Линкс II»). Эти модели были тяжелее британских машин, но и оснащались они более мощными двигателями. Всего в Канаде выпустили 3255 бронемашин всех типов. В 1945 году канадцы разработали прототип 5-тонного разведывательного бронеавтомобиля «Юниверсал» со 120-сильным двигателем однако в серийное производство эта машина не пошла.
Впервые бронемашины «Даймлер Динго» вступили в бой в 1940 году во Франции в составе 4-го Нортумберлендского стрелкового полка (12 машин) и 1-й танковой дивизии (30 машин). В ходе эвакуации из Франции войск Британского экспедиционного корпуса все эти броневики были оставлены противнику.
В дальнейшем легкие разведывательные бронемашины «Даймлер Динго» использовались в пехотных, танковых и инженерных частях всех армий стран Британского Содружества и воевали вплоть до конца второй мировой войны.
В послевоенные годы эти бронеавтомобили состояли на вооружении многих стран мира и в разное время участвовали в боевых действиях в Корее, Малайзии и Египте. В середине 70-х годов «Динго» еще эксплуатировались на Кипре и в Португалии.
технические характеристики | Daimler Dingo Мк I |
---|---|
Боевая масса, т | 7,62 |
Экипаж, чел. | 3 |
Длина,мм | 3965 |
Ширина,мм | 2440 |
Высота,мм | 2235 |
Дорожный просвет,мм | 405 |
Броня, мм | Лоб башни 16 Маска пушки 16 Борт башни 14 Крыша башни 8 Лоб корпуса 14 Борт корпуса 10 Корма корпуса 16 Крыша корпуса 8 Днище 7 |
Скорость максимальная, км/ч | 80 |
Запас хода по шоссе, км | 328 |
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | K | «Даймлер» 27, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4095 см3, мощность 69,8 кВт при 3600 об/мин | 1 | 94,9 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пушка | 40 | OQF Mk.IX | 1 | 52 |
Пулемет | 7,92 | BESA | 1 | 2700 | |
Пулемет | 7,7 | BREN | 1 | 500 |