- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- АЕС
- Daimler
- Humber
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- S 37
- Sahariana AS 42
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-10
- БА-20М
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М3 / М3А1
- М2
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUM
- Berliet VUDB4
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
Laffly S15 TOE
(Laffly S15 TOE)
1939
В 1939 году фирма «Лаффли» разработала довольно необычную машину-гибрид, объединявшую в себе черты и свойства как бронеавтомобиля, так и бронетранспортера. Эта 5,2-тонная боевая машина была построена на базе шасси полноприводного (6x6) армейского тягача «Лаффли» S15T и получила обозначение «Лаффли» S15 или «Лаффли» S15 TOE, поскольку использовалась главным образом в странах Северной и Центральной Африки (TOE — сокращение от французского «заморский театр военных действий»). Всего было построено 45 машин этого типа.
Бронеавтомобиль был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя. Клепано-сварной корпус изготавливался из листов катаной стали толщиной 7 мм. Броневые листы бортов монтировались вертикально, под углом устанавливался только лобовой лист отделения управления, совмещенный с боевым отделением. Незначительный наклон имела задняя стенка боевого отделения. Такое бронирование обеспечивало защиту экипажа из трех человек от пуль стрелкового оружия, выпущенных с расстояния 100–150 метров, а также от мелких осколков снарядов и мин. В задней части корпуса имелась открытая грузовая платформа в виде небольшого кузова, в котором можно было перевозить несколько пехотинцев-десантников. Для посадки и высадки из машины десантникам приходилось прыгать через задний борт кузова. Первые прототипы бронемашины S15 выглядели несколько иначе: вместо открытой грузовой платформы они имели закрытый бронекорпус увеличенных размеров, в нижней задней части которого располагалось небольшое грузовое отделение с двустворчатой дверью, предназначенное для хранения штатного снаряжения и запасных частей. В передней части корпуса располагалось моторное отделение, в котором устанавливался четырехцилиндровый, рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Гочкис» с рабочим объемом 2312 см3, который развивал мощность 38,2 кВт (52 л. с.) при 3200 об/мин. Часть машин оборудовалась 44,1-киловаттным (60 л. с.) мотором «Пежо». С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили четырехскоростная коробка передач, двойной демультипликатор и механические тормоза. Силовая установка позволяла бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 62 км/ч. Запас хода с дополнительными топливными баками достигал 1000 км.
Доступ к двигателю с целью его обслуживания и ремонта обеспечивали двустворчатые люки в бортах моторного отсека, верхняя створка поднималась вверх, нижняя откидывалась вниз. Еще два люка — большой прямоугольной и маленький круглый — были предусмотрены на крыше бронекапота, имевшего спереди треугольные Скосы. Жалюзи с горизонтально расположенными пластинами защищало радиатор от повреждений и в то же время способствовало циркуляции охлаждающего воздуха в моторном отсеке. Выхлопная труба с глушителем была выведена из моторного отсека на левый борт и глушитель крепился в вертикальном положении к стенке отделения управления (на некоторых машинах — в горизонтальном положении вдоль верхней кромки бронекапота).
По обе стороны от жалюзи к стенкам моторного отсека крепились две большие фары, позволявшие ездить в темное время суток. Третья фара-искатель была смонтирована в круглом лючке в переднем скосе крыши отделения управления и выдвигалась наружу лишь при необходимости.
За моторным отсеком находилось отделение управления, совмещенное с боевым отделением. Спереди в нем размещались водитель и командир машины. Обзор им обеспечивали два лобовых окна в наклонном переднем бронелисте. В боевой обстановке окна закрывались бронекрышками со смотровыми отверстиями, оборудованными круглыми поворотными бронезаслонками. Небольшие прямоугольные окна с бронекрышками имелись также в бортах отделения управления. Для наблюдения за задним сектором в задней стенке корпуса были предусмотрены два больших окна, по конструкции аналогичные лобовым. Для входа и выхода в бортах бронемашины имелись большие прямоугольные двери.
На крыше боевого отделения была установлена куполообразная башенка кругового вращения вооруженная 7,5-мм пулеметом FM 24/29, ствол которого для защиты от повреждений был заключен в цилиндрический бронекожух.
В задней части корпуса, по обе староны от грузовой платформы, на широких и длинных задних крыльях располагались стеллажи с топливными канистрами. Над ними размещались плоские ящики с запасными частями и инструментами. Небольшие дугообразные крылья, почти смыкавшиеся внизу с подножками имелись и над передними колесами.
В полноприводнои (6x6) ходовой части с независимой подвеской на листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами большого сечения размером 230–18. Кроме того в передней части корпуса имелись два маленьких пневматика, которые играли роль опорных барабанов и способствовали преодолению вертикальных препятствии.
В качестве средства связи бронеавтомобиль оборудовался радиостанцией ER 51.
25 бронемашин Лаффли S15 были напоавлены в Северную Африку (Тунис, Марокко, Алжир), а 20 — в Экваториальную Африку (Чад и Камерун). В 1940 году итальянская армия захватила несколько броневиков Лаффли S15 и использовала их в ходе боевых действии в Ливии. В 1945–1946 годах около 10 таких машин имелось в 5-м полку спаги (вид французской колониальной кавалерии) в Алжире.
технические характеристики |
Laffly S15 TOE |
---|---|
Боевая масса, т | 5,2 |
Экипаж, чел. | 3 |
Длина,мм | 4550 |
Ширина,мм | 1850 |
Высота,мм | 2450 |
Дорожный просвет,мм | |
Броня, мм | 7 |
Скорость максимальная, км/ч | 62 |
Запас хода по шоссе, км | 1000(с дополнительными бензобаками) |
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | K | «Гочкис» 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 2312 см3 | 1 | 51,94 |
2 | K | «Пежо», 4-цилиндровый рядный, карбюраторный жидкостного охлаждения | 1 | 60 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 7,5 | FM 24/29 | 1 |