- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
М3 / М3А1
(М3 / М3А1)
1941
Стандартизированный в 1940 году и впервые принявший участие в боевых действиях в 1941 году, американский полугусеничный бронетранспортер М3 был разработан в качестве транспортного средства для танковых дивизий и частей механизированной артиллерии армии США. Благодаря своей удачной конструкции М3, использовавшийся первоначально для транспортировки личного состава, стал базой для четырех основных категорий полугусеничных боевых машин истребителей танков (или самоходных пушек), самоходных гаубиц, комбинированных зенитных самоходных установок и самоходных минометов. В конструкции М3 использовались многие узлы и агрегаты полугусеничной боевой машины М2, в том числе ходовая часть подвеска двигатель и трансмиссия фирмы «Уайт». Но М3 отличалась от М2 удлиненной колесной базой и более длинным корпусом, что увеличивало вместимость десантного отделения, а также внутренним и внешним оборудованием. Полугусеничные бронетранспортеры М3 и боевые машины на их базе выпускались в США фирмами «Уайт мотор компани» и «Отокар».
Разработчиком и основным производителем являлась фирма «Уайт мотор компани», штаб-квартира и основные предприятия которой находились в Кливленде штат Огайо. Большой объем контрактных обязательств не позволял фирме самостоятельно выполнять все работы по производству различных типов выпускавшихся машин, поэтому производство бронекорпусов для разведывательных автомобилей и полугусеничников фирмы «Уайт» было поручено субподрядчику — фирме «Дайболд сэйф энд лок компани», располагавшейся в Кантоне штат Огайо — примерно в 90 км к югу от Кливленда. «Дайболд» не только изготавливала корпуса и монтировала их на шасси «Уайт», но также монтировала вооружение, сиденья, ящики для снаряжения брезентовые тенты и т д. Готовые шасси перегонялись своим ходом — как правило за рулем сидели женщины-работницы завода — из Кливленда в Кантон для окончательной сборки, а затем возвращались обратно. Этот пробег являлся ходовым испытанием и использовался для обкатки двигателя. Кроме того «Дайболд» поставлял те же комплектующие фирмам «Даймонд Т» и «Отокар» для развертывания их собственных сборочных линий.
Корпус открытого типа склепывался из листов катаной броневой стали усиленной методом поверхностного цементирования и монтировался на раме шасси. Толщина лобовой брони достигала 12,7 мм бортовой — 6 35 мм. В передней части корпуса располагалось моторное отделение, за ним — отделение управления, в котором размещались рабочие места водителя (слева) и командира машины (справа). В некоторых случаях между их сиденьями устанавливалось еще одно. Для входа в отделение управления с обеих сторон корпуса имелись броневые двери, верхние части которых откидывались наружу и вниз. В вертикальном положении эти детали удерживалась при помощи стального шпингалета прикрепленного болтами к внутренней поверхности двери. Обзор водителю и командиру машины обеспечивали закаленные ветровые стекла, которые в боевой обстановке прикрывались бронекрышками. Вне поля боя бронекрышки обычно были подняты и удерживались в горизонтальном положении стойками-кронштейнами, предусмотренными для этой цели с каждой стороны корпуса. Однако прежде чем опустить бронекрышки, следовало извлечь ветровые стекла из их рам. Бронекрышки лобовых стекол и верхние части боковых дверей имели смотровые щели, оборудованные бронезаслонками.
Фары с защитной решеткой, обеспечивавшие движение в темное время суток размещались на передних крыльях бронетранспортера, на которых иногда крепились укрывочные брезентовые чехлы и маскировочные сети.
Защиту радиатора двигателя от пуль и мелких осколков, а также его дополнительное охлаждение обеспечивало жалюзи в лобовом листе моторного отделения. Регулировку жалюзи выполнял из отделения управления член экипажа сидевший у правого борта.
В качестве дополнительного оборудования бронетранспортер оснащался буферным барабаном или лебедкой «Талса» 18G с тяговым усилием 4536 кг, которые крепились к передней части рамы. Лебедка приводилась в действие непосредственно от коробки передач через механизм отбора мощности.
По замыслу конструкторов все органы управления и приборы были чисто автомобильными в том числе рычаг переключения скоростей, рычаг переключения раздаточной коробки, рычаг включения переднего моста и, наконец, рычаг механизма отбора мощности для включения лебедки, которая часто устанавливалась на машинах поздних производственных серий вместо буферного барабана.
Слева на приборной панели располагался тахометр, под которым имелась табличка с указанием допустимых скоростей для каждой передачи, параметрами передач раздаточной коробки и напоминанием отключить передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием. Справа от рулевой колонки находились еще два прибора: спидометр (крайний справа) и комбинированный датчик температуры воды масла, заряда аккумуляторных батарей и т д. На полу между сиденьями располагались рычаги переключения скоростей режимов работы раздаточной коробки и управления передним мостом.
В бронетранспортере имелись отдельные места для тринадцати человек хотя типичное американское стрелковое отделение того времени состояло из 12 пехотинцев: командира отделения, его заместителя, девяти рядовых и водителя. Три сиденья располагались в ряд в отделении управления (среднее сиденье могло сниматься) и десять — в десантном отделении; солдаты сидели по пять в ряд друг напротив друга. Ниже подушек сидений с обеих сторон прохода над полом тянулись трубы-ручки, которые предназначались для подъема оснований сидений, под которыми находились ящики для хранения запаса консервов, патронных коробок со снаряженными пулеметными лентами и прочего штатного снаряжения. Металлические панели на полу имели ребристую фактуру, которая предотвращала скольжение. Некоторые их них поднимались, и в нишах под ними также хранилось различное снаряжение. Для входа и выхода из машины в задней стенке корпуса была предусмотрена прямоугольная дверь.
С обеих сторон бортов внутри десантного отделения и в углах его кормовой части имелись пружинные держатели для личного оружия пехотинцев — 7,62-мм автоматических винтовок М1 «Гаранд». С каждой стороны десантного отделения за спинками первых двух сидений размещались самозатягивающиеся топливные баки емкостью по 113 4л каждый. К верхней кромке бортов по периметру десантного отделения были приварены трубки-кронштейны высотой 15-20 см, которые служили для крепления дуг на которые натягивался брезентовый тент.
За сиденьями водителя и командира бронетранспортера на тумбовой установке М25 был смонтирован 12,7-мм пулемет «Браунинг» М2НВ, который мог наводиться в вертикальной плоскости в секторе от 15° до +85°. 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4 крепился на такой же тумбовой установке в кормовой части машины. В состав штатного вооружения (не считая 12 автоматических винтовок М1 «Гаранд» — личного оружия перевозимого десанта) входили также 9 мм пистолет-пулемет, 22 гранаты и 26 противотанковых мин, которые хранились на специальных полках-стеллажах, расположенных над гусеничным ходом на бортах в задней части корпуса. Возимый боекомплект состоял из 700 патронов калибра 12,7 мм, 4000 патронов калибра 7,62 мм и 540 патронов калибра 9 мм для пистолета-пулемета. Кроме того, в десантном отделении перевозился реактивный гранатомет М3 «Базука», который крепился на правом борту над топливным баком.
Радиостанция на М3 монтировалась в любом месте десантного отделения,
но чаще всего впереди за сиденьем водителя или командира. Она обеспечивала внешнюю двустороннюю связь, прием и передачу на коротких и ультракоротких волнах, Коротковолновая радиостанция со штыревой антенной высотой 2,4м обеспечивала телефонную связь на дальности до 16 км. Ультракоротковолновая радиостанция со штыревой антенной высотой 0,6м обеспечивала дальность связи до 1 км.
За правым сиденьем обычно хранилась брезентовая сумка с сигнальными флагами, так как первоначально радиостанциями оборудовались только машины командиров взводов,
В моторном отделении М3 устанавливался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Уайт» 160АХ с L-образной компоновкой, рабочий объем которого составлял 6322,5 см3. Коммерческая модель этого двигателя — 150А — использовалась на 5-тонных грузовиках (4x2) «Уайт» WC23PLT, а гак же на других коммерческих грузовых автомобилях. Армейский вариант этого двигателя развивал мощность 93,4 кВт (127 л.с.) при 3000 об/мин и не имел регулятора скорости (в руководстве по эксплуатации для водителя рекомендовалась максимальная скорость не свыше 72,4 км/ч). Бензин в карбюратор с падающим потоком подавался насосом диафрагменного типа. Очистку воздуха обеспечивал комбинированный воздухоочиститель с масляной ванной. Для ускорения прогрева холодного двигателя и лучшего испарения топлива впускной трубопровод обогревался камерой с автоматической регулировкой количества поступавших в нее отработавших газов. На двигателе применялась водяная система охлаждения с принудительной циркуляцией и комбинированная система смазки. Для улучшения охлаждения масла при работе двигателя в тяжелых условиях на левой стороне блока цилиндров имелся масляный радиатор пластинчатого типа. Доступ к двигателю для его технического обслуживания и ремонта обеспечивали складные боковые панели бронекапота, поднимавшиеся вверх на шарнирных петлях. Двигатель 160АХ отличался высокой надежностью ремонтопригодностью и устанавливался на большинство «полугусеничников» семейства М3.
С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили: однодисковое сухое сцепление с механическим приводом «Спайсер», четырехскоростная механическая коробка передач двухступенчатый демультипликатор (две передачи — прямая и замедленная) в одном блоке с раздаточной коробкой, трубчатые карданные валы открытого типа и конические дифференциалы.
В ходовой части бронетранспортера М3 использовались передний и задний мосты автомобильного типа. Ведущий передний мост «Тимкен» F35-HX-1 подвешивался к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах, работавших совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Пневматические шины передних колес имели размер 8 25-20. Нагрузка на переднюю ось составляла 2800 кг на заднюю — 5200 кг.
Гусеничный движитель состоял из двух ведущих колес переднего расположения, двух направляющих колес с натяжным механизмом, двух поддерживающих катков, восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами и двух резинометаплических лент. Ведущие колеса монтировались на полуосях главной передачи заднего моста «Тимкен» 56410-ВХ 67, закрепленного в лонжеронах рамы. Усилие с полуосей передавалось на ведущие колеса, состоявшие из стальной ведущей звездочки, двух направляющих фланцев и ступицы. Подвеска блокированная балансирная с буферными пружинами.
Цельная резинометаллическая гусеничная лента шириной 300 мм изготавливалась из металлических пластин соединенных шарнирно. На пластины с обеих сторон была навулканизирована неразъемная резиновая лента. Для уменьшения вытягивания внутрь резиновой ленты заложено 12 стальных тросов. На наружной поверхности гусеничной ленты имелись грунтозацепы, а на боковой — выступы для крепления траков противоскольжения при движении бронетранспортера в зимних дорожных условиях. При использовании траков противоскольжения бронетранспортер М3 преодолевал снежный покров глубиной 350-450 мм.
Направление движения бронетранспортера изменялось поворотом передних колес при помощи расположенного слева рулевого управления. Радиус поворота составлял 7,75 м.
Бронетранспортер был оборудован двумя системами тормозов: ножным тормозом, действовавшим на передние колеса и ведущие колеса заднего моста и ручным тормозом, установленным на валу раздаточной коробки. Привод ножного тормоза гидравлический с сервомеханизмом.
Электрическое оборудование машины запитывалось от аккумуляторных батарей, обеспечивавших номинальное напряжение электрического тока в первичной цепи 12 в. Электропроводка и электроприборы М3 были экранированы.
Размеры, скорость и боевая масса М3 сравнимы с аналогичными характеристиками немецкого полугусеничного бронетранспортера Sd Kfz 251, но при этом внутренний объем М3 был на 20% больше, благодаря коробчатой форме корпуса Sd Kfz 251 имел более мощное бронирование, а установка броневых листов с рациональными углами наклона существенно повышало их пулестойкость. Но благодаря большей мощности своего двигателя и ведущей передней оси бронетранспортер М3 обладал значительно более высокой проходимостью по бездорожью. Общим же недостатком обеих машин можно считать отсутствие бронированной крыши.
В середине 1942 года первоначальная конструкция М3 изменилась: над сиденьем командира появилась защищенная бронещитом турельная установка М4Э с 12,7-мм пулеметом «Браунинг» М2НВ. Модель М3А1 пришла на смену базовой машине М3, выпускавшейся фирмами «Даймонд Т» и «Отокар», и за время ее серийного производства со сборочных линий этих фирм сошли 2862 бронетранспортера этого типа. Кроме того еще 1360 не использовавшихся самоходных пушек М3 GMC были доведены до уровня М3А1. Все машины этой модификации оборудовались дополнительным 7 62-мм пулеметом «Браунинг» М1919А4 и тремя шкворневыми установками для его монтажа по одной на каждом борту и на корме. Часть машин оснащалась также лебедкой «Талса» 18G с тяговым усилием 4536 кг и приводом от трансмиссии посредством механизма отбора мощности. Турелью М49 начали оборудовать также полугусеничные бронетранспортеры М5 и полугусеничные автомобили М2 и М9 в результате чего появились модификации М5А1 М2А1 и М9А1 соответственно.
технические характеристики |
М3 / М3А1 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 9,07 | ||||||
Экипаж, чел. | 5 | ||||||
Длина,мм | 6096 | ||||||
Ширина,мм | 2196 | ||||||
Высота,мм | 2387 | ||||||
Дорожный просвет,мм | 284 | ||||||
Броня, мм |
|
||||||
Скорость максимальная, км/ч | 72 | ||||||
Запас хода по шоссе, км | 338 | ||||||
Кол-во выпущенных экземпляров | 20918 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Уайт» 160АХ, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 6322 см3 | 1 | 146,84 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 12,7 | «Браунинг» М2НВ | 1500 |