- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
М2
(М2)
1941
Полугусеничный бронетранспортер М2 был стандартизован в 1940 году, в 1941 году поступил на вооружение американской армии и широко использовался в различных боевых операциях второй мировой войны. Его прототип Т14 был спроектирован и изготовлен на базе агрегатов гражданских грузовых автомобилей фирмой «Уайт мотор компании». При создании бронетранспортера были использованы следующие автомобильные агрегаты двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач, мосты, рулевое управление, агрегаты и приборы электрооборудования. Что касается гусеничного движителя, то для нового бронетранспортера он был разработан специально.
В период с 1941 по 1943 год М2 выпускался фирмами «Уайт мотор компани» (8423 машины) и «Отокар компани» (2992 машины).
Корпус открытого типа склепывался из листов катаной броневой стали и монтировался на раме шасси. Толщина лобовой брони достигала 12,7 мм, бортовой — 6,35 мм. В качестве дополнительного оборудования бронетранспортер оснащался подрессоренным буферным барабаном, помогавшим преодолевать препятствия в виде рвов и траншей, или лебедкой с тяговым усилием 4536 кг, которые крепились к передней части рамы. Лебедка приводилась в действие непосредственно от коробки передач через механизм отбора мощности.
В отделении управления, где размещались водитель (слева) и командир машины (справа) имелись две броневые двери, верхние детали которых выполнялись откидными. Передний броневой лист кабины, снабженный смотровыми щелями, вне поля боя можно было поднять вверх и закрепить в горизонтальном положении на трех вертикальных стойках. В десантном отделении были предусмотрены сиденья для 8 пехотинцев с полной выкладкой. Задней двери в кормовой стенке корпуса не было, поэтому для посадки в машину и спешивания пехотинцам приходилось прыгать через борта.
За сиденьями водителя и командира бронетранспортера на тумбовой установке был смонтирован 12,7-мм пулемет «Браунинг» М2НВ, который мог наводиться в вертикальной плоскости в секторе от -15° до +85°. Сверху по периметру корпуса крепился рельс для установки одного-двух 7,62-мм пулеметов «Браунинг» М1917А1 или М1919А4. В состав штатного вооружения (не считая личного вооружения перевозимого десанта) входили также один 9-мм пистолет-пулемет, 10 гранат и 14 противотанковых мин, которые хранились на специальных полках-стеллажах, расположенных над гусеничным ходом на бортах в задней части корпуса. Возимый боекомплект состоял из 700 патронов калибра 12,7 мм, 7750 патронов калибра 7,62 мм и 540 патронов калибра 9 мм для пистолета-пулемета.
За сиденьем командира бронетранспортера устанавливалась радиостанция, которая обеспечивала внешнюю двустороннюю связь прием и передачу на коротких и ультракоротких волнах. Коротковолновая радиостанция со штыревой антенной высотой 2,4м обеспечивала телефонную связь на дальности до 16 км. Ультракоротковолновая радиостанция со штыревой антенной высотой 0,6 м обеспечивала дальность связи до 1 км.
В передней части корпуса находилось силовое отделение, в котором устанавливался шестицилиндровый, карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Уайт» 160АХ с рабочим объемом 6322 см3, развивавший мощность 108 кВт (147 л.с.) при 3000 об/мин. На двигателе применялась водяная система охлаждения с принудительной циркуляцией и комбинированная система смазки. Для улучшения охлаждения масла при работе двигателя в тяжелых условиях на левой стороне блока цилиндров имелся масляный радиатор пластинчатого типа. Два топливных бака общей емкостью 225 л располагались по бортам десантного отделения у задней стенки корпуса Бензин в карбюратор с падающим потоком подавался насосом диафрагменного типа. Очистку воздуха обеспечивал комбинированный воздухоочиститель с масляной ванной. Для ускорения прогрева холодного двигателя и лучшего испарения топлива впускной трубопровод обогревался камерой с автоматической регулировкой количества поступавших в нее отработавших газов.
Доступ к двигателю для его технического обслуживания и ремонта обеспечивали складные боковые панели бронекапота, поднимавшиеся вверх на шарнирных петлях. В лобовом листе моторного отделения имелись бронированные жалюзи. В закрытом положении они защищали радиатор от пуль и мелких осколков, в открытом — способствовали дополнительному охлаждению двигателя. Для регулировки притока воздуха жалюзи могли устанавливаться в трех фиксированных положениях, при этом управление решеткой жалюзи осуществлялось из отделения управления.
С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сухое сцепление с механическим приводом «Спайсер», четырехскоростная механическая коробка передач, двухступенчатый демультипликатор (две передачи — прямая и замедленная) в одном блоке с раздаточной коробкой, трубчатые карданные валы открытого типа и конические дифференциалы.
В ходовой части бронетранспортера М2 использовались передний и задний мосты автомобильного типа. Ведущий передний мост «Тимкен» F35-HX-1 подвешивался к раме на двух продольных полуэллиптических рессорах, работавших совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Пневматические шины передних колес имели размер 8,25-20. Нагрузка на переднюю ось составляла 2800 кг, на заднюю — 5200 кг.
Гусеничный движитель состоял из двух ведущих колес переднего расположения, двух направляющих колес с натяжным механизмом, двух поддерживающих катков, восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами и двух резинометаллических лент. Ведущие колеса монтировались на полуосях главной передачи заднего моста «Тимкен» 56410-ВХ-67, закрепленного в лонжеронах рамы. Усилие с полуосей передавалось на ведущие колеса, состоявшие из стальной ведущей звездочки, двух направляющих фланцев и ступицы. Подвеска блокированная балансирная с буферными пружинами.
Цельная резинометаллическая гусеничная лента шириной 300 мм изготавливалась из металлических пластин соединенных шарнирно. На пластины с обеих сторон была навулканизирована неразъемная резиновая лента. Для уменьшения вытягивания внутрь резиновой ленты заложено 12 стальных тросов. На наружной поверхности гусеничной ленты имелись грунтозацепы, а на боковой — выступы для крепления траков противоскольжения при движении бронетранспортера в зимних дорожных условиях. При использовании траков противоскольжения бронетранспортер М2 преодолевал снежный покров глубиной 350-450 мм.
Направление движения бронетранспортера изменялось поворотом передних колес при помощи расположенного слева рулевого управления.
Бронетранспортер был оборудован двумя системами тормозов: ножным тормозом, действовавшим на передние колеса и ведущие колеса заднего моста, и ручным тормозом, установленным на валу раздаточной коробки. Привод ножного тормоза гидравлический с сервомеханизмом.
Электрическое оборудование машины запитывалось от аккумуляторных батарей, обеспечивавших номинальное напряжение электрического тока в первичной цепи 12 в. Электропроводка и электроприборы М2 были экранированы.
При движении по дорогам с твердым покрытием бронетранспортер М2 развивал максимальную скорость 72 км/час. Расход бензина на 100 км пути по шоссе составлял 69 л, по бездорожью — 130 л. Запас хода по шоссе достигал 321 км, по бездорожью — 281 км радиус поворота 7,75 м, максимальный угол подъема — 30°. Благодаря своей подвижности, маневренности и дешевизне по сравнению с танками бронетранспортер выпускался в массовом количестве и использовался в боях в Тунисе, Италии и других районах боевых действий, как средство разведки связи и перевозки мотопехоты.
Дальнейшая работа по усовершенствованию машины привела к появлению модификации М2А1. Она отличалась от базовой модели наличием турельной установки М49 для 12,7-мм пулемета М2НВ «Браунинг», которая была смонтирована в передней части корпуса над сиденьем командира бронетранспортера и обеспечивала ведение кругового обстрела, а также трех гнезд — по одному на каждый борт и корму машины — под шкворневую установку дополнительного 7 62-мм пулемета М1919А4 »-Браунинг» Рельс для перемещения и крепления пулеметов которым оборудовалась модификация М2, был демонтирован Всего за 1943-1944 годы фирмами «Уайт мотор компани» и «Отокар компани» было изготовлено 2273 бронетранспортера М2А1.
Первые М2 были переданы армии США в мае, а М3 — в июне 1941 года. Они поступали на вооружение 14 мотопехотных полков формировавшихся в 1940-1941 годах.
Боевое крещение машин состоялось в ноябре 1942 года во время проведения операции «Факел» — высадки американских войск в Северной Африке. В тот период в танковой дивизии насчитывалось 733 полугусеничных бронетранспортера. Первой воинской частью вступившей в бой на этих машинах и понесшей, кстати, большие потери, был 6-й мотопехотный полк 1-й танковой дивизии.
Впоследствии эти машины, как и их усовершенствованные варианты М2А1 и М3А1, использовались американцами во всех без исключения боевых операциях второй мировой войны, как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий.
После окончания второй мировой войны значительное количество этих машин еще долго состояло на вооружении армий многих стран мира. Они активно использовались в локальных войнах воевали в Корее, Алжире и Индокитае. Израиль применял эти машины в арабо-израильских войнах 1948, 1956, 1967 1973 и 1982 годов. В модернизированном виде они и по сей день состоят на вооружении израильской военной полиции.
технические характеристики |
М2/М2А1 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 8,98/8,89 | ||||||
Экипаж, чел. | 2+7 | ||||||
Длина,мм | 6137(с лебедкой) | ||||||
Ширина,мм | 1962 | ||||||
Высота,мм | 2260/2692 | ||||||
Дорожный просвет,мм | 284 | ||||||
Броня, мм |
|
||||||
Скорость максимальная, км/ч | 72 | ||||||
Запас хода по шоссе, км | 321 | ||||||
Кол-во выпущенных экземпляров | 2273 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Уайт» 160АХ, 6-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения рабочий объем 6322 см3 | 1 | 146,84 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 12,7 | «Браунинг» М2НВ | 1 | 700 |
Пулемет | 7,62 | «Браунинг» М1917А1 или М1919А4 | 2 | 7750 |