- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- АЕС
- Daimler
- Humber
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- S 37
- Sahariana AS 42
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-10
- БА-20М
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М3 / М3А1
- М2
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUM
- Berliet VUDB4
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
P16
(P16)
1929
В 1929 году по заказу министерства обороны Франции фирма «Шнейдер» приступила к производству модернизированного варианта бронеавтомобиля М28, получившего название «Ситроен-Кегресс» Р16. Но поскольку на бронемашине устанавливался двигатель «Панар», корпус разрабатывала фирма «Шнейдер», а гусеничный движитель — Адольф Кегресс и Жак Хинстин, то броневик был известен также под обозначением «Панар-Шнейдер-Кегресс» М29. Эта машина выпускалась с 1929 по 1930 год и стала последней — и самой лучшей — в семействе французских полугусеничных бронеавтомобилей.
Своей передней частью модель Р16 напоминала «Шнейдер-Кегресс» М28, зато бронировка кормовой части корпуса заметно изменилась. Кроме того в отличие от М28 машина оборудовалась более мощным двигателем фирмы «Панар», что позволило увеличить максимальную скорость хода. Боевая масса броневика возросла до 6,8 т. По компоновочной схеме это был полугусеничник с передним расположением двигателя и двойным управлением передними колесами без механизмов управления для гусеничного движителя.
Бронекорпус изготавливался из листов катаной стали, которые приклепывались к стальному каркасу, закрепленному на прямоугольной раме шасси. Бортовые бронелисты устанавливались вертикально, тогда как лобовой лист отделения управления верхние скосы моторного отсека и кормовой лист имели рациональные углы наклона. В целом бронирование машины было дифференцированным и толщина брони зависела от степени уязвимости поражаемой поверхности при обстреле. Так, толщина лобовой брони достигала 11,5 мм, бортовой — 9 мм, для бронировки крыши корпуса использовались 5-мм стальные листы. Такая бронировка обеспечивала защиту экипажа состоявшего из трех человек от обычных пуль на любой дальности, от бронебойных пуль на дистанциях свыше 100 м, а также мелких осколков снаря дов и мин.
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, устанавливался четырехцилиндровый рядный карбюраторный бесклапанный двигатель жидкостного охлаждения «Панар», развивавший мощность 48,5 кВт (66 л. с.) при 2800 об/мин, что позволяло 6,8-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия в состав которой входили механическая коробка передач, редуктор, механизм реверсивной передачи и тормоза, действовавшие на ведущие колеса гусеничного движителя и колеса переднего моста. Трансмиссия обеспечивала движение бронемашины вперед и задним ходом на шести передачах, а механизм реверсивной передачи — одинаковую скорость движения в обоих направлениях. Топливный бак, находившийся за двигателем и защищенный дополнительными бронелистами, вмещал 115 литров бензина и этого количества топлива хватало на 200 км пробега по дорогам.
Доступ к двигателю для его технического обслуживания и ремонта обеспечивали складывающиеся гармошкой крышки боковых стенок моторного отсека. Радиатор мотора защищало от повреждений двухсекционное бронежалюзи, положение пластин которого регулировалось вручную с места водителя. Циркуляция воздуха в моторном отделении осуществлялась через щелевые жалюзи.
Заднюю половину корпуса бронемашины занимало закрытое обитаемое отделение, в передней части которого находилось отделение управления с сиденьями водителя (слева) и командира бронемашины (справа). Обзор им обеспечивали два прямоугольных окна в наклонном лобовом листе, закрывавшиеся бронекрышками со смотровыми щелями. В бронекрышке окна водителя имелся смотровой прибор с триплексом, с помощью которого водитель наблюдал за дорогой при вождении машины в боевой обстановке. По одному квадратному окну с открывающейся вперед бронекрышкой имелось в каждом борту отделения управления.
Всю остальную часть обитаемого объема бронемашины занимало боевое отделение, на крыше которого была смонтирована клепаная восьмигранная башня кругового вращения, все листы которой имели рациональные углы наклона, а толщина лобового бронирования достигала 14 мм. Крышу башни увенчивала неподвижная прямоугольная наблюдательная башенка с сильно скошенными передней и задней стенками, с правой стороны которых имелись смотровые приборы с триплексами. На плоской крыше наблюдательной башенки был предусмотрен люк с двухстворчатой крышкой, через который можно было вести наблюдение или при необходимости покинуть машину. Кроме того, в боковых гранях башни имелись шесть смотровых окон, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями. В кормовой грани была предусмотрена еще одна смотровая щель, которую прикрывала сплошная бронекрышка.
В наклонном кормовом листе корпуса, между двумя выступающими назад укладочными ящиками, предназначенными для хранения штатного снаряжения находилась двустворчатая дверь для посадки в бронемашину и выхода из нее. Над дверью размещался большой трапециевидный люк, закрывавшийся бронекрышкой состоявшей из двух створок, левая из которых была оборудована оптическим прибором с триплексом. Вдоль бортов бронемашины над гусеничным движителем тянулись надгусеничные полки, представлявшие собой длинные укладочные ящики с крышками, которые закрывались на защелки. Над ящиками к бортам корпуса крепился шанцевый инструмент: слева — лопата и топор, справа — кирка и свернутый в бухту буксирный трос, а также А-образный откидной кронштейн для крепления запасного колеса. У задней кромки левого борта имелось еще одно смотровое окно в форме прямоугольной трапеции, прикрытое бронекрышкой со смотровой щелью. На этом же борту, сразу за передним окном, находился бронеколпак системы вентиляции боевого отделения.
В качестве основного вооружения в башне была установлена 37-мм пушка «Пюто» SA 18 L/21 с полуавтоматическим замком, скорострельность которой составляла 15 выстрелов в минуту. Пушка стреляла 555-граммовыми фугасными снарядами образца 1916 года, придавая им начальную скорость 367 м/с, а возимый боекомплект к ней насчитывал 100 выстрелов. С пушкой был спарен 7,5-мм пулемет FM 24/29, боекомплект к которому состоял из 3000 патронов.
Для вождения в темное время суток бронемашина оборудовалась двумя большими съемными фарами, которые крепились в специальных держателях на жалюзи радиатора. Чтобы уберечь их от повреждений в боевой обстановке или за ненадобностью при езде в дневное время, фары снимались и хранились внутри машины. Еще две маленькие фары с бронезаслонками располагалась в верхних углах лобового листа корпуса.
Ходовая часть бронемашины М29 состояла из переднего моста с направляющими колесами, подвешенного на полуэллиптических листовых рессорах и усовершенствованного гусеничного хода типа «Кегресс» Р14. Применительно к одному борту гусеничный движитель состоял из четырех сдвоенных опорных и одного поддерживающего катков, переднего ведущего и заднего направляющего колеса на коромысле.
Сблокированные попарно в две тележки, опорные катки крепились на оси, подпружиненной полуэллиптическими листовыми рессорами. Резиновая гусеница с металлическими башмаками и резиновыми подушками системы «Кегресс-Хинстин» имела ширину 275 мм и была рассчитана на 2800 км пробега, ее натяжение регулировалось с помощью механизма натяжения винтового типа.
На колесах переднего моста использовались пулестойкие пневматические шины размером 7,00–20. Внизу перед радиатором на выступающих вперед кронштейнах с осью крепились три вращающихся буферных барабана, которые облегчали преодоление вертикальных препятствий при движение бронеавтомобиля по пересеченной местности. Впрочем, экипажи бронемашин часто снимали два крайних барабана, оставляя более широкий средний.
Всего за период серийного производства (1929–1930 гг ) фирма «Шнейдер» выпустила 96 бронемашин «Панар-Шнейдер-Кегресс» М29. К началу 1940 года 14 из них находились в Африке, 8 на армейских складах и 74 в дивизиях моторизованной пехоты во Франции. Последние активно использовались в боях с немецкими войсками, которые вторглись на территорию Франции в 1940 году.
технические характеристики |
P16 |
---|---|
Боевая масса, т | 6,8 |
Экипаж, чел. | 3 |
Длина,мм | 4830 |
Ширина,мм | 1750 |
Высота,мм | 2600 |
Дорожный просвет,мм | 300 |
Броня, мм | 5-11,5 |
Скорость максимальная, км/ч | 50 |
Запас хода по шоссе, км | 200 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 96 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Панар», 4-цилиндровый, рядный карбюраторный, жидкостного охлаждения | 1 | 66 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пушка | 37 | «Пюто» SА 18L/21 | 1 | 100 |
Пулемет | 7,5 | FM 24/29 | 1 | 3000 |