- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
М20
(М20)
1943
Командно-штабная машина М20 была разработана фирмой «Форд» во время второй мировой войны на базе легкого бронеавтомобиля М8 «Грейхаунд». Первоначально предполагалось, что она будет использоваться в качестве машины управления в батальонах истребителей танков, но впоследствии ей пришлось выполнять задачи по ведению разведки и транспортировке грузов и личного состава. Всего была выпущенa 3791 бронемашина этого типа.
Бронемашина М20 представляла собой легкий бронеавтомобиль М8 «Грейхаунд», с которого была демонтирована башня с 37-мм пушкой, а над открытым боевым отделением установлена кольцевая турель с 12,7-мм зенитным пулеметом «Браунинг» М2НВ. Для борьбы с бронеобьектами противника некоторые машины укомплектовывались базукой, которая перевозилась в боевом отделении и в случае необходимости устанавливалась на специальной стойке.
Цельносварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали, которые устанавливались с рациональными углами наклона. Толщина бронировки в лобовой проекции составляла 16-19 мм, борта бронировались 9,5-мм листами катаной стали. Такое бронирование защищало экипаж от пулеметного огня, а также осколков снарядов и мин малого калибра. Противоминную защиту обеспечивала бронировка передней части днища.
Экипаж бронеавтомобиля М20 предназначавшегося для ведения разведки, состоял из пяти человек: командира, водителя, радиста, разведчика и пулеметчика. Водитель располагался в отделении управления слева, справа от него располагался радист. Справа в боевом отделении сидел командир машины, слева — разведчик, сиденье пулеметчика располагалось у задней стенки боевого отделения. Бронемашины М20, использовавшиеся в качестве бронетранспортеров оборудовались скамьями для размещения четырех солдат с полной выкладкой, держателями для крепления личного оружия и стеллажами для хранения боеприпасов.
Обзор водителю и радисту обеспечивали смотровые щели с бронезаслонками и перископические приборы наблюдения, расположенные в лобовых бронекрышках отделения управления, которые, откидываясь вперед на шарнирных петлях, опускались на верхний лобовой лист корпуса. Смотровые щели с бронезаслонками были предусмотрены также в бортах отделения управления. В узкой крыше отделения управления над сиденьями водителя и его помощника имелись прямоугольные люки, стыковавшиеся по передней кромке крыши с лобовыми бронекрышками. Крышка люка водителя откидывалась влево, а его помощника — вправо. В сочетании с открытыми лобовыми бронекрышками они обеспечивали водителю и его помощнику беспрепятственный обзор местности впереди машины. Люки не имели резиновых герметизирующих прокладок и во время дождя пропускали воду.
М20, выполнявшие функции управления, а также входившие в состав разведывательных взводов танковых батальонов, обычно оборудовались радиостанцией SCR-508, которая состояла из двух приемников, передатчика и блока питания, что позволяло командиру бронемашины прослушивать одновременно и батальонную и взводную сеть. SCR-508 работала в УКВ диапазоне и обеспечивала уверенную связь на равниной местности в радиусе всего 10—20 км. Помимо SCR-508 бронемашина управления батальонного уровня оборудовалась еще и длинноволновой радиостанцией SCR-506, которая позволяла поддерживать связь в голосовом режиме на дальности до 100 км и на ключе — на дальности более 200 км. Вторая радиостанция обычно устанавливалась в правой бортовой нише, а дополнительная антенна монтировалась на задней части корпуса.
В расположенном сзади моторном отделении бронеавтомобиля М20 устанавливался шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5240 см3, развивавший мощность 80,9 кВт (110 л.с.). Низкая степень сжатия (6,5:1) позволяла использовать низкооктановые сорта бензина. Топливный бак на 212 литров, изготовленный из самозатягивающейся резины и заключенный в стальной кожух, размещался между двигателем и противопожарной перегородкой, отделявшей боевое отделение от моторного.
С двигателем взаимодействовала трансмиссия «Синкромек», которая облегчала переключение скоростей, устраняя необходимость в двойном выжимании сцепления, и состояла из четырехскоростной (четыре скорости вперед и одна заднего хода) коробки передач, демультипликатора, расширявшего диапазон скоростей до 8 вперед и 2 назад, раздаточной коробки, двойного дифференциала и гидравлических тормозов с вакуумным усилителем. Заключенные в бронированные кожухи, все три оси М20 приводились отдельными карданными валами, причем передний привод можно было отключать при совершении продолжительных маршей по дорогам с твердым покрытием.
Шестиколесное шасси обеспечивало отличную поперечную устойчивость машины на скорости 88 км/ч. При движении по бездорожью на колеса надевались специальные цепи, которые существенно повышали проходимость бронемашины, особенно в тех случаях, когда земля раскисала от проливных дождей.
технические характеристики |
М20 |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 7,105 | ||||||||||
Экипаж, чел. | 5-6 | ||||||||||
Длина,мм | 5003 | ||||||||||
Ширина,мм | 2539 | ||||||||||
Высота,мм | 2286 | ||||||||||
Дорожный просвет,мм | 285 | ||||||||||
Броня, мм |
|
||||||||||
Скорость максимальная, км/ч | 88 | ||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 560 | ||||||||||
Кол-во выпущенных экземпляров | 3791 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Геркулес» JXD, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 5240 см3 | 1 | 110 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 12,7 | «Браунинг» М2НВ | 1 | 1500 |