- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
AM Dodge
(AM Dodge)
1941
В 1941 году капитан артиллерии Биш, служивший в частях французских колониальных войск дислоцированных в Бейруте, разработал проект переделки американского грузовика «Додж» в пушечно-пулеметный бронеавтомобиль. В соответствии с проектом шасси «Доджа» послужило базой для трех модификаций бронированных грузовиков. Первая модель имела полубронированную кабину и открытый сверху бронированный кузов в котором за щитом устанавливалась 37-мм или 25-мм пушка и 7,5-мм пулемет на шкворневой установке, вторая модель отличалась полностью бронированным корпусом, на крыше которого монтировалась башня со штатным вооружением от бронеавтомобиля «Лаффли 80 AM», третья модель также имела полностью закрытый бронированный корпус, но башня была позаимствована у бронеавтомобиля «Лаффли 50АМ». Всего было изготовлено 30–36 бронеавтомобилей всех трех модификаций.
Первая и наиболее распространенная модель бронеавтомобиля представляла собой стандартный заднеприводной трехтонный грузовик «Додж» у которого сзади вместо кузова была установлена открытая сверху бронекоробка, изготовленная из листов броневой стали толщиной 8 мм. Листы приклепывались к каркасу из металлического профиля закрепленному на раме, и, за исключением кормового не имели рациональных углов наклона. В бортах корпуса имелись по три стрелковые бойницы, закрывавшиеся изнутри бронезаслонками. Для входа и выхода из этого по сути дела открытого боевого отделения на корме бронемашины имелась двустворчатая распашная дверь в левой створке, которой также была предусмотрена стрелковая бойница.
Расположенный спереди мотор, а также дверцы кабины водителя не бронировались, зато лобовые окна закрывались бронещитом со смотровыми щелями. В условиях боя бронещит опускался и водитель вел машину, наблюдая за дорогой через смотровые щели. Боковые окна кабины не бронировались.
В боевом отделении за поворотным броневым щитом на тумбе устанавливалась 37-мм пушка «Пюто» SA 18 или 25-мм противотанковая пушка с укороченным стволом и 7,5-мм пулемет FM 24/29. Вооружение имело спаренный механизм вертикальной наводки. В качестве дополнительного вооружения в боевом отделении некоторых машин на шкворневой установке монтировался второй 7,5-мм пулемет, предназначавшийся для борьбы с воздушными целями противника.
51,5-киловаттный (70 л. с.) шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Додж» позволял 4-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч, запас хода составлял 200 км.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пневматическими шинами большого сечения, на задней оси применялись двухскатные колеса, которые почти до середины закрывались бронеэкранами.
Некоторое количество шасси «Додж» получило полностью бронированные корпуса с башнями от бронемашин «Лаффли 50АМ» и «Лаффли 80АМ». Бронекапот в передней части машины изготавливался из плоских листов броневой стали и имел
в сечении прямоугольную форму. Бронировка радиатора представляла собой жалюзи из горизонтально расположенных узких стальных пластин. Вместо старой автомобильной кабины позади моторного отделения появилось отделение управления, в наклонной лобовой стенке которого имелись два смотровых окна с бронекрышками. В боевых условиях бронекрышки опускались, и водитель наблюдал за дорогой через узкую смотровую щель. Среднюю часть машины занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась башня. Для входа и выхода экипажа из машины в ее бортах были предусмотрены прямоугольные двери.
После оккупации Сирии и Ливана в июне 1941 года и эвакуации войск вишистского режима «Доджи» поступили на вооружение 1-й бригады вооруженных сил Свободной Франции под командованием генерала Кенига. Бронемашины использовались в боях при обороне Бир-Хашейма в мае-июне 1942 года и под Эль-Аламейном в октябре 1942 года. После обретения ближневосточными французскими колониями независимости бронемашины «Додж» использовались в национальных армиях молодых государств до 1961 года.
технические характеристики |
AM Dodge |
---|---|
Боевая масса, т | 4,0 |
Экипаж, чел. | 4 |
Длина,мм | |
Ширина,мм | |
Высота,мм | |
Дорожный просвет,мм | |
Броня, мм | 8 |
Скорость максимальная, км/ч | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 200 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 36 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Додж» 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения | 1 | 70 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пушка | 37 | «Пюто» SA 18 | 1 | |
Пулемет | 7,5 | FM 24/29 | 1 | ||
2 | Пушка | 25 | ПТ | 1 | |
Пулемет | 7,5 | FM 24/29 | 1 |