- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
БА-5
(БА-5)
1935
Стремление повысить огневую мощь и особенно бронезащиту основных бронеавтомобилей Красной Армии сдерживалось в 1930-е годы ограниченной грузоподъемностью и недостаточной надежностью применявшегося трехосного шасси ГАЗ-ААА. Оно и так было перегружено, а его маломощный двигатель практически не поддавался форсированию. С увеличением же толщины брони неизбежно возрастала и масса бронемашины. Поэтому освоение на ЗИСе в 1934 году более прочного и выносливого трехосного неполноприводного (6x4) грузовика ЗИС-6 с червячными задними мостами, разработанного конструкторами Е. И. Важинским, А. С. Айзенбергом, А. И. Скерджиевым, Кьян Ке Мином и другими, позволило приступить к разработке на его базе тяжелого пушечного бронеавтомобиля с боевой массой свыше 6 тонн.
Бронеавтомобиль такого класса получивший обозначение БА-5 был создан осенью 1935 года и построен по традиционной компоновочной схеме с передним расположением двигателя, двумя задними ведущими осями и задним постом управления. Его полностью закрытый бронекорпус был выполнен из листов катаной стали толщиной 8 мм, которые устанавливались преимущественно вертикально. С рациональными углами наклона монтировались лобовые и кормовые листы, толщина которых составляла 9 мм. Крыша корпуса имела толщину 6 мм, днище — 4 мм. Таким образом БА-5 получил более надежную бронировку, чем состоявший тогда на вооружении средний бронеавтомобиль БА-3.
В просторном корпусе нового броневика свободно размещались 5–6 человек экипажа. Для посадки в машину и выхода из нее в бортах корпуса имелись небольшие открывавшиеся вперед прямоугольные двери на внешних петлях.
В отделении управления слева располагался водитель, справа — командир машины. Перед ним в наклонном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке. Обзор водителю обеспечивало лобовое окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью и небольшие окна с бронекрышками в боковых дверях. В кормовой части корпуса, имевшей более сложную конфигурацию за счет размещения там заднего поста управления и кормового пулемета, слева сидел водитель заднего руля, в распоряжении которого имелся полный комплект всех органов управления бронемашиной. Наблюдать за дорогой он мог через такое же окно, как и спереди, кроме того, для дополнительного обзора слева в борту корпуса имелось маленькое квадратное окно, оборудованное бронекрышкой со смотровой щелью. Все смотровые щели были оборудованы пулестойкими приборами наблюдения ПТ-К. Справа от водителя в выступающей прямоугольной рубке находился боевой пост кормового стрелка, который обслуживал 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в задней стенке этой рубки.
В средней части машины со смещением к корме на крыше боевого отделения была установлена цилиндрическая башня кругового вращения от легкого танка Т-26, вооруженная 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Возимый боекомплект к пушке и трем пулеметам состоял из 114 выстрелов и 3000 патронов. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
В моторном отсеке, расположенном в передней части корпуса, располагался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-6, который развивал мощность 53,7 кВт (73 л.с.) и взаимодействовал с трансмиссией, состоявшей из двухдискового сцепления сухого трения, четырехскоростной коробки передач с демультипликатором, карданных передач и дифференциалов. Такая силовая установка позволяла 8-тонной бронемашине развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 50 км/ч. С полными топливными баками, вмещавшими 120 литров бензина, машина могла пройти 260 км.
В неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Колеса ведущих задних осей были двухскатными и располагались в нишах кормовой части корпуса. На бортах нижней части корпуса перед отделением управления крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя бронемашине сесть на днище. Все это позволяло БА-5 преодолевать подъемы крутизной 20°, рвы шириной 0,5 м и броды глубиной 0,65 м.
Для езды в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован фарами, которые попарно устанавливались на небольших кронштейнах на передних и на задних крыльях. Средствами связи БА-5 не оснащался.
В целом, подвижность бронемашины, имевшей довольно большие габаритные размеры, ограничивалась недостаточной мощностью двигателя, и выигрыш в боевых свойствах по сравнению с имевшимися бронемашинами был невелик. Однако шасси и двигатель ЗИС-6 обладали потенциалом для дальнейшей модернизации, а размеры машины могли быть заметно уменьшены при усилении ее бронезащиты за счет усовершенствования формы корпуса.
технические характеристики |
БА-5 |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 8,0 | ||||||||||
Экипаж, чел. | 6 | ||||||||||
Длина,мм | 5300 | ||||||||||
Ширина,мм | 2400 | ||||||||||
Высота,мм | 2500 | ||||||||||
Дорожный просвет,мм | 265 | ||||||||||
Броня, мм |
|
||||||||||
Скорость максимальная, км/ч | 50 | ||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 260 | ||||||||||
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | K | ЗИС-6, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения | 1 | 73,01 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пушка | 45 | 20К образца 1932 г. | 1 | 114 |
Пулемет | 7,62 | ДТ | 3 | 3000 |