Планеры
ПЛАНЕР, безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Планер держится в воздухе благодаря уравновешиванию действующей вниз силы тяжести подъемной силой, создаваемой восходящими потоками воздуха.
Различают два режима полета планеров: планирование (скольжение) и парение. Планирование — это установившийся полет со снижением, который можно уподобить скатыванию санок или тележки на колесах вниз по склону. Парение — это использование подъемной силы, создаваемой воздушными потоками и поддерживающей летательный аппарат в воздухе.
Первые полеты человека с использованием летательного аппарата тяжелее воздуха были осуществлены на планерах. Эти летательные аппараты не имели ни кабины летчика, ни шасси. На некоторых планерах (как у братьев Райт) летчик лежал на платформе, тогда как на других (таких, как планер О.Лилиенталя) летчик висел на руках и управлял полетом движениями своего тела.
После Первой мировой войны учебные планеры оборудовали рулями высоты, рулями направления и элеронами, позволившими летчику более эффективно управлять вертикальными, горизонтальными и поперечными движениями летательного аппарата. Но все же летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Несколько позже появились такие устройства, как лобовое стекло, обтекатель кабины летчика и приборы.
Автожиры
АВТОЖИР и автогир, автожира, м. (от греч. autos — сам и gyros — круглый) (авиац.). Летательный аппарат тяжелее воздуха со звездообразно расположенными, свободно вращающимися крыльями, обладающий способностью спускаться почти вертикально.
Автожир — дальний родственник вертолетов. Он тоже не имеет крыльев, которые заменяет ему воздушный винт (ротор). Но в отличии от вертолетов, ротор которых постоянно вращается двигателем, а угол наклона лопасти может меняться, ротор автожира не связан с двигателем, и является самовращающимся (auto-gyro), под действием набегающего потока воздуха. А угол наклона лопасти фиксированный.
Вертолет может зависнуть в воздухе, и взлетать вертикально, а автожир нет, так как ему для создания подъемной силы, необходимо что бы ротор постоянно обдувался набегающим потоком. Автожиру нужная более-менее приличная полоса для взлета (50–100 метров), и минимальных размеров поляна для посадки (пробег до 7 метров). Для создания горизонтальной скорости, автожир использует толкающий винт. Если двигатель автожира выйдет из строя, он продолжает полет, неспешно парашютируя туда, куда вы его направляете.
Автожиры бывают разных конструкций, т.к. если не нарушать некоторых основных принципов аэродинамики, вкратце, летает почти все к чему приделаны: а) ротор, б) двигатель с тянущим винтом, в) руль направления и стабилизатор, и г) соблюдены требования по центровке в свободном полете.
Изобретён автожир испанским инженером Хуаном де ля Сиерва в 1922. Первый отечественный автожир КАСКР-1 был построен в 1929 инженером Н.И. Камовым и Н.К. Скржинским. Затем в ЦАГИ инженером A.M. Черёмухиным, В.А. Кузнецовым, И.П. Братухиным и другими создан А. «ЦАГИ 2-ЭА». Позже появились автожиры конструкции Кузнецова (А-4, -6, -8) и Скржинского (А-12).
В военных целях автожиры использовались для связи, разведки, корректировки артиллерийского огня. По свидетельству Камова, автожир его конструкции А-7 был впервые применён под Выборгом в советско-финляндской войне 1939–40.
В начале Великой Отечественной войны 1941–45 по директиве Генштаба от 5.7.1941 была сформирована 1-я автожирная корректировочная эскадрилья (акэ) в составе пяти автожиров А-7-ЗА конструкции Камова, принявшая участие в боевых действиях в районе ельнинского выступа (в апр. 1942 расформирована).
Автожиры военного назначения имелись также в армиях США, Франции, Великобритании, Германии и Японии, но ни в одной из этих стран широкого применения в период Второй Мировой войны не получили, хотя и применялись для различных военных надобностей.
Вертолёты
ВЕРТОЛЁТ, летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила и сила, обеспечивающая поступательное движение, создаются одним или несколькими несущими винтами, приводимыми во вращение двигателем (двигателями).
Главная особенность и важнейшее качество вертолёта — способность совершать вертикальный взлет и посадку, висеть над заданной точкой, осуществлять полет в любом направлении, что позволяет применять вертолёт для решения как боевых, так и народно-хозяйственных задач.
По способу привода несущего винта различают вертолёты с реактивным и трансмиссионным приводами. В первом случае несущий винт вращается за счет реактивных (ракетных) двигателей или сопел, установленных на концах лопастей. Распространение получили вертолёты с трансмиссионным приводом несущего винта от газотурбинных или поршневых двигателей. В зависимости от способа уравновешивания реактивного момента несущего винта, количества винтов и их взаимного расположения различают следующие схемы вертолёта с трансмиссионным приводом: одновинтовые с рулевым винтом; двухвинтовые продольной, поперечной схем и соосные. Принципиально возможен вертолёт многовинтовой схемы. На вертолёте одновинтовой схемы реактивный момент уравновешивается парой сил, образуемой тягой рулевого винта и боковой составляющей тяги несущего винта. На двухвинтовых вертолётах несущие винты вращаются в противоположных направлениях, что обеспечивает уравновешивание их реактивных моментов. Вертолёты могут быть пилотируемыми (с экипажем) и беспилотными. Конструктивно любой вертолёт состоит из несущего винта (винтов), рулевого винта (у одновинтовых вертолётов), фюзеляжа, крыла (обычно на одновинтовых вертолётах и вертолётах поперечной схемы), шасси, силовой установки, главного редуктора и трансмиссии, а также систем: управления вертолётом и двигателями, топливной, силовых (гидравлической, воздушной), смазки двигателей и редукторов, противообледенительной, пожаротушения, жизнеобеспечения, системы внешней подвески грузов (на транспортировке вертолёта), приборного, специального, электро — и радиоэлектронного оборудования.
История вертолетостроения в России связана с именем М. В. Ломоносова, построившего летающую модель вертолёта. Проблема создания вертолёта оказалась настолько сложной, что первые образцы вертолётов, пригодные к решению практических задач, появились в мире лишь в 40-х гг. XX века.
Самолёты-снаряды
САМОЛЁТ-СНАРЯД — сконструированный по схеме самолёта, начинённый взрывчаткой летательный аппарат одноразового применения.
Самолёт-снаряд мог быть беспилотным, автоматически управляемым, как широко известный под придуманным Геббельсом названием V-1 («Фау-1») немецкий автоматически управляемый и несущий фугасный заряд беспилотный самолет Fi.103, а также Ju 88, как составная часть связки «Mistel».
Также самолет-снаряд мог быть пилотируемым, как сконструированный на базе крылатой ракеты Fi-103 немецкий Fieseler Fi.103R «Reichenberg», пилот которого после вывода самолёта на цель должен был выброситься с парашютом, или катапультироваться.
Был также единственный в своём роде пилотируемый лётчиком-смертником японский самолёт-снаряд «Ока».
Авиасвязки
АВИАСВЯЗКИ, иначе — составные самолёты, группы временно соединяемых между собой самолётов, один из которых является самолётом управления («маткой»). Также дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА).
Хорошим примером использования авиасвязок во Второй Мировой войне является немецкая система «Mistel», первый вариант которой включал Ju.88a-4 и Bf.109f-4 (управляющий самолёт). Предусматривались два основных приема боевого использования. При первом взлет и полет к цели осуществлялся только при работе двигателей нижнего самолета, а двигатель верхнего самолета запускался только вблизи цели. Второй способ предусматривал использование совместной работы моторов двух машин, а питание бензином верхнего самолета шло из баков нижнего. Когда связка достигала цели, пилот переводил ее в пологое пикирование. На безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет пикировал на цель.
Работы по созданию авиасвязок велись и в других странах. В Советском Союзе проектирование воздушных авианосцев было начато еще в 1931 году инженером В. Вахмистровым. Основной идеей при этом было сопровождение бомбардировщиков и их защита в воздушном бою. Поначалу конструктор разместил на крыльях двухмоторного бомбардировщика ТБ-1 два истребителя И-4. Система получила обозначение «Звено-1» и в течение 1931 года успешно прошла испытания. Венцом развития Вахмистровым своих идей стало создание авиасвязки «Звено-СПБ» и её боевое применение в 1941–1942 гг.