- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
М3А1
(Scout Car)
1934
Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма «Уайт мотор компании» изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу — легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика «Уайт-Индиана» (4x4). После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение М1 Scout Car. В 1934 году 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронетранспортер М1 оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 55,2 кВт (75 л.с.). Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета «Браунинг» М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм «Браунинг» М1919А4 по бортам.
Следующий модификацией «скаута», принятой как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины (Т9) в 1935 году разработала фирма «Корбитт энд компании» из Северной Каролины, попытавшаяся потеснить «Уайт». В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель «Лайкоминг нью Корбитт Эйт» мощностью 69 9 кВт (95 л.с.). Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов М1919А4, располагавшихся по бортам корпуса.
Главным отличием следующего варианта (М2А1) стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове «скаута» в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма «Мармон-Херрингтон» из Индианаполиса. Военным был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Эта машина оснащалась 8-цилиндровым двигателем «Форд» V8 мощностью 62 5 кВт (85 л.с.) и развивала скорость до 120 км/ч. Однако американскую армию она не заинтересовала. Чуть больше повезло «скауту» Т13 созданному на шасси коммерческого однотонного грузовика «Форд-Мармон-Херрингтон». 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.
Пока две упомянутые фирмы соревновались между собой «Уайт» без лишнего шума занималась модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель «Геркулес» JXD мощностью 80,9 кВт (110 л.с.). Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением М3, но производилась опять-таки в небольших количествах — за два года заводские цеха покинуло 64 экземпляра. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавалерийской бригады. По опыту их эксплуатации командование приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Фирма «Уайт» предложила для этой цели усовершенствованный бронетранспортер М3А1, созданный на базе двухосного шасси с обеими ведущими осями. Он-то и был запущен в крупномасштабное серийное производство.
На вооружение американской армии «скаут» поступил в 1940 г и использовался для разведки, связи и переброски войск по дорогам. В период с 1941 года до конца 1944 года фирма «Уайт мотор компании» изготовила 20918 разведывательных бронетранспортеров этого типа.
По сравнению со своим предшественником М3А1 имел уширенный и удлиненный в кормовой части открытый корпус, установленный на раме шасси и собиравшийся с помощью винтовых соединений из листов катаной броневой стали. Толщина лобовой брони достигала 12,7 мм бортовой и кормовой — 6,4 мм. В передней части корпуса по бортам имелись двери измененной конфигурации для посадки и высадки водителя и командира. Дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса бронетранспортер оборудовался вращающимся буферным барабаном, который располагался перед радиаторной решеткой на двух кронштейнах с пружинами, предназначенными для предохранения рамы от жестких ударов при наезде на препятствия. Сзади корпуса на траверсе крепился буксирный крюк.
В передней части корпуса находилось силовое отделение, доступ в которое обеспечивали складные стенки бронекапота, поднимавшиеся вверх на шарнирных петлях. Средняя часть корпуса представляла собой отделение управления, в котором размещались все органы управления и приборы, а также сиденья командира и водителя. В отделении управления имелись две входные двери, расположенные по бортам. Верхняя часть каждой двери откидывалась на шарнирных петлях. Для наблюдения в боевой обстановке в верхней откидной части двери была предусмотрена смотровая щель, которая закрывалась броневой заслонкой. Смотровые щели имелись также в откидном переднем броневом листе отделения управления. При откидывании и стопорении его перед водителем оставалось ветрозащитное стекло. В задней части корпуса бронетранспортера располагались сиденья для десанта и ящики для боеприпасов. При необходимости над открытым корпусом бронетранспортера можно было установить тент.
Вооружение бронетранспортера состояло из 12,7-мм пулемета М2 «Браунинг» и 7,62-мм пулемета М1919А4, а также одного пистолета-пулемета «Томпсон» калибра 11,43 мм. Пулеметы «Браунинг» устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова, что обеспечивало круговой обстрел. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7.62 мм и 600-750 патронов калибра 12.7 мм. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках располагавшихся по бортам кузова. В центре кузова была предусмотрена стойка для ведения зенитной стрельбы. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7.62-мм пулемет «Браунинг» М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулеметы «Максим».
В моторном отделении бронетранспортера М3А1 устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5236 см3, развивавший мощность 80 9 кВт при 3000 об/мин, что позволяло машине с боевой массой 5,624 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 105 км/ч. Двигатель оборудовался карбюратором с падающим потоком. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не ниже 70. Система смазки двигателя — комбинированная.
Два бензобака емкостью по 57 л располагались под сиденьями водителя и командира машины. Расход бензина при движении по шоссе составлял 22-24 л на 100 км пути; таким образом, запас хода по топливу составлял 360 км.
Температурный режим двигателя регулировался с помощью жалюзи, установленного в передней стенке моторного отделения перед радиатором. В боевой обстановке жалюзи регулировались рычагом, который находился в отделении управления справа у ног командира машины. Шестилопастный вентилятор системы охлаждения двигателя приводился в действие посредством двух клиновидных ремней.
На бронетранспортере М3А1 устанавливался обогреватель, представлявший собой радиатор включенный в общую систему охлаждения. Проходящий через радиатор воздух засасывался из-под капота отдельным электровентилятором и нагнетался внутрь корпуса бронетранспортера. Включался обогреватель кнопкой расположенной на приборном щитке.
Электрооборудование бронетранспортера питалось от аккумуляторных батарей. Номинальное напряжение электрического тока в первичной цепи составляло 12 В. Все приборы и провода зажигания экранированы.
Крутящий момент от двигателя передавался на колеса при помощи трансмиссии, в состав которой входили: 4-скоростная механическая коробка передач с сухим однодисковым сцеплением, двухступенчатый демультипликатор, двойной конический дифференциал, гидравлические колодочные тормоза с вакуумным усилителем. Движение вперед осуществлялось на четырех передачах; назад — на одной. Механическая раздаточная коробка соединялась с демультипликатором имевшим две передачи прямую и замедленную. Главная передача переднего и заднего мостов одинарная, коническая. Передаточное отношение главной передачи 5,14:1.
В ходовой части М3А1 с колесной формулой 4x4 использовались колеса с шинами размером 8 25-20; величина давления воздуха в шинах передних колес достигала 2 8-3 2 кг/см2, задних колес — 4,6 кг/см3 .Требуемую плавность хода обеспечивала подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Удельное давление на грунт передних колес не превышало 5,0 кг/см2, задних колес — 5,8 кг/см2. Радиус поворота бронетранспортера не превышал 8,7м.
Бронетранспортер оборудовался колодочными тормозами. Ножной тормоз с гидравлическим приводом и сервомеханизмом действовал на все четыре колеса. Центральный ручной тормоз имел механический привод.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя. В частности, устанавливались дизели «Буда-Ланова» и «Геркулес» мощностью 59,6 кВт и 75,8 кВт (81 и 103 л.с.) соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. В иностранной литературе иногда отмечается, что эти машины были разработаны для СССР, куда «скауты» поставлялись по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное ведомство США взяло курс на дизелизацию армии, от которого впрочем скоро отказалось. Именно тогда и были изготовлены 100 бронетранспортеров М3А2, которые эксплуатировались в частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали.
С 1941 года «скауты» стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, санитарных и штабных машин.
В санитарном «скауте» можно было перевозить двух раненых на носилках и трех сидячих раненых.
«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской канадской и австралийской армии, войск Свободной Франции, польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. В Советский Союз по ленд-лизу были доставлены 3340 бронетранспортеров М3А1. «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами Красной Армии. Использовались они так же как и в войсках союзников, главным образом в качестве разведывательных и штабных. На вооружении Советской Армии М3А1 состояли до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего начались их поставки за рубеж, прежде всего в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947-1948 годах во время войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 были переделаны в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG-34. Второй такой же пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя.
В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 70-х годов прошлого века, а по данным за 1996 год 35 «скаутов» все еще состояли на вооружении армии Доминиканской Республики.
технические характеристики |
М3А1(Scout Car) |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Боевая масса, т | 5,624 | ||||||
Экипаж, чел. | 8 | ||||||
Длина,мм | 5619 | ||||||
Ширина,мм | 1962 | ||||||
Высота,мм | 2111 | ||||||
Дорожный просвет,мм | 301 | ||||||
Броня, мм |
|
||||||
Скорость максимальная, км/ч | 105 | ||||||
Запас хода по шоссе, км | 360 | ||||||
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Геркулес» JXD, 6-цилиндровый, карбюраторный рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 5236 см3 | 1 | 110,13 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 12,7 | «Браунинг» М2Н2 | 1 | 600 |
Пулемет | 7,62 | «Браунинг» М1919А4 | 1 | 8000 |