- австрия
- ADGZ
- англия
- Lanchester
- Alvis Straussler
- Guy
- Daimler Dingo
- Morris
- Beaverette
- Humber
- АЕС
- Daimler
- Coventry
- АЕС 0857
- германия
- Sd.Kfz. 3
- Sd.Kfz.13
- Sd.Kfz.231 (6r)
- Sd.Kfz.221
- Sd.Kfz.231 (8r)
- Sd.Kfz.247
- Sd.Kfz.251
- Sd.Kfz.254
- АЕС «Dorchester»
- Sd.Kfz.303
- Sd.Kfz.250
- Sd.Kfz.301
- Sd.Kfz.234
- Sd.Kfz.304 Springer
- италия
- Lancia I.Z
- Pavezi Р4
- Pavezi L 140
- CV 29
- Ansaldo
- Fiat 611
- CV 3/33
- Fiat
- Autoblinda AB 40
- Autoblinda АВ 41
- Sahariana AS 42
- S 37
- Lince
- Autoblinda АВ 43
- СССР
- Д-8
- ФАИ
- БА-3
- БА-5
- БА-20
- БА-6
- БА-30
- БА-20М
- БА-10
- ЛБ-23
- БА-11
- БА-21
- ЛБ-62
- ППГ
- ЛБ-НАТИ
- БА-64
- БА-64Б
- США
- М3А1(Scout Car)
- М2
- М3 / М3А1
- M5А2
- М30
- М9А1
- М21
- М8Е1«Greyhound»
- М20
- М39
- M38
- франция
- Berliet VUDB
- P16
- Berliet VUDB4
- Berliet VUM
- Berliet VUC
- Berliet VPDM
- Laffly 50AM
- Panhard 178
- Panhard 165/175
- Laffly 80AM
- Laffly S15 TOE
- Laffly W15 TCC
- AM Dodge
- япония
- Тип 2592
- Тип 2593 «Sumida»
- Тип 2595 «Хо-Ги»
Бронеавтомобиль
CV 3/33
(CV 3/33)
1933
Большой успех, первоначально сопутствовавший британской танкетке Vickers-Carden-Lloyd Mk.VI не оставил к ней равнодушной итальянскую армию. Эта машина, обладая высокой подвижностью, хорошо вписывалась в принятую тогда в Италии теорию использования танковых частей, которые могли действовать только в интересах пехоты. После закупки в Великобритании четырех танкеток руководство Regio Esercito распорядилось организовать выпуск Mk.VIb на собственных предприятиях и в 1929 году фирмой Ansaldo-Fossati была сдана партия из 24 танкеток Carro Veloce CV 29.
Впрочем, ещё в 1928 году Regio Esercito объявило конкурс на легкий танк поддержки пехоты, предназначенный для замены устаревших FIAT 3000. Работы над такой машиной также проводись на фирме Ansaldo под общим руководством инженера Розини. Имея в своём распоряжении документацию на VCL Mk.VIb итальянские конструкторы позаимствовали отдельные технические решения, использованные в ходовой части британской танкетки, в то время как корпус был спроектирован “с нуля”. Так что, итальянскую танкетку вряд ли можно было назвать “улучшенным” Mk.VIb.
Макет танкетки Carro Veloce CV3, выполненный из дерева, был представлен уже в 1929 году. В отличии от британского аналога ходовая часть CV3 состояла из шести опорных катков на один борт, крепившихся на общей балке. При этом первая и последняя пара были сблокированы в тележки, а 3-й и 4-й катки имели независимую подвеску. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие сзади. Поддерживающие ролики отсутствовали, а вместо них использовалась специальная направляющий желоб. Каждая гусеница состояла из 72 мелкозвенчатых траков.
Корпус танкетки был клёпаным и собирался из катаных броневых листов толщиной от 5 до 12 мм. Компоновка CV3 была полностью аналогична Mk.VIb. В передней части находилась трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. Водитель размещался с правой стороны, командир машины (он же стрелок) – с левой. Вооружение опытного образца состояло из одного 6,5-мм пулемета FIAT. Пулеметная установка обеспечивала обстрел по горизонту в пределах 40° (по 20° влево-вправо) и по вертикали в пределах от -20° до +20°.
Органы управления танкеткой были предельно просты. Слева и справа от водителя размещалось два рычага, а впереди него находились педали газа и сцепления. С помощью рыгагов блокировались бортовые фрикционы, что обеспечивало поворот танкетки влево-вправо. В случае необходимости рекого торможения рычагами можно было заблокировать оба фрикциона.
Прототип танкетки CV3 поступил на испытания в 1930 г., а в следующем году появился его улучшенный вариант (по некоторым данным это был доработанный первый опытный образец), отличавшийся измененной ходовой частью с добавленным 7-м опорным катком. В течении 1932 года второй и третий прототипы прошли усиленные испытания на полигоне под Генуей. В целом, представители итальянской армии остались довольны новой машиной, что позволило оформить контракт на выпуск 4 танкеток предсерийного образца. От прототипов они отличались 6,5-мм пулеметом FIAT авиационного типа. После проведения новой серии испытаний Regio Esercito подписали новый контракт на сборку следующих 10 танкеток, которые с этого времени именовались как Carro Veloce Ansaldo CV33 serie I. Вместо 6,5-мм пулеметов были установлены 8-мм модификации 14/35, а 7-й опорный каток получил дополнительную фиксирующую плиту.
Следующая версия Carro Veloce Ansaldo CV33 serie II появилась в 1934 г. (иногда встречается обозначение CV33 mod.1934), но серийно её начали выпускать только в 1936 г. Помимо незначительных доработок корпуса данная модификация оснащалась спаренной установкой из двух 8-мм пулеметов FIAT mod.14/35 и отсутствием дополнительной бронеплиты на задних колёсах. Впоследствии по такому же образцу перевооружили часть машин 1-й серии.
Фактически параллельно был налажен выпуск модификации CV35 serie I, первый прототип которой прошел испытания в 1935 г. От предыдущего варианта новые машины отличались спаркой 8-мм пулеметов Breda mod.38 с улучшенной стрелковой установкой, а также 4-цидиндровым двигателем SPA CV.3-005, рабочим объёмом 2748 см.куб. и максимальной мощностью 43 л.с. Толщина бронирования в лобовой части корпуса была доведена до 13 мм. Танкетки следующей модификации CV35 serie II оснащались дополнительным бортовым бронированием. Несмотря на столь незначительные изменения боевая масса танкеток модельного ряда CV35 составила 3300-3450 кг, против 2700 кг у танкеток CV33. Вместе с тем, дальность хода по шоссе удалось довести до 150 км.
Последняя версия танкетки CV38, в связи с введением в 1938 году новой системы обозначений, получила индекс L3/38 (остальные модификации стали именоваться L3/33 и L3/35 соответственно) и впервые была продемонстрирована на маневрах 1937 года состоявшихся на острове Сицилия. Этот вариант имел наиболее сильные отличия в ходовой части. На этом варианте установили ходовую часть, включавшую 4 опорных каткоа на борт сблокированных попарно, а вместо верхнего желоба применили 2 поддерживающих ролика. Соответственно, изменилась система подвески. Вооружение танкетки состояло из одного 13,2-мм пулемета Breda mod.31, который был, несомненно, более эффективным, чем спарка пулеметов винтовочного калибра. Поскольку эта модификация считалась наиболее удачной в течении 1942 года армия заказала фирме Ansaldo переставить на новую ходовую часть танкетки более старых модификаций.
Стоит также отметить, что с 1940 года употреблялись сокращенные обозначения танкеток - L33, L35 и L38. Общее количество построенных танкеток оценивается в 1400 машин, хотя в ряде источников можно встретить цифру в 2000 экземпляров.
технические характеристики |
CV 3/33 |
---|---|
Боевая масса, т | 3,2 |
Экипаж, чел. | 2 |
Длина,мм | 3200 |
Ширина,мм | 1400 |
Высота,мм | 1280 |
Дорожный просвет,мм | |
Броня, мм | 6-13,5 |
Скорость максимальная, км/ч | 42 |
Запас хода по шоссе, км | 120 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 1400 (всех модификаций) |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | K | «Фиат» CV 3-005, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения | 1 | 43 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект / 1 |
1 | Пулемет | 6,5 | «фиат» образца 1914 | 1 | |
2 | Пулемет | 8 | «фиат» образца 1935 | 2 | 2240 |
Основные модификации | ||
---|---|---|
Модель | Особенности | Кол-во экз. |
CV3/33 | корпус клепаной конструкции, с рациональными углами наклона. Танкетки первых выпусков имели ходовую часть, где последняя пара опорных катков соеди-нялась рамой с направляющим колесом. У машин второй серии с направляющим колесом соединялся только один опорный каток. Вооружение: 6,5-мм пулемет Fiat 14 (1 серия), 8-мм пулемет Fiat 35 (II серия). | |
CV3/35 | спаренные пулеметы Fiat 35 (CV3/35 1) или Breda 38 (CV3/35 II). У модификации CV3/35 II по сравнению с CV3/33 усилили подвеску, а также уменьшили отверстия смотровых щелей и выхлопных труб | |
CV3/38 | модификация образца 1938 года. Изменена конструкция подвески и установлено новое вооружение: пулемет Breda калибра 13,2 мм (для итальянской армии), пулемет Madsen калибра 13,2 мм (для бразильской армии), пушка Solothurn калибра 20 мм (противотанковые танкетки). | |
CV3/35 (CV3/38) L.F. | огнеметный вариант с запасом огнесмеси в бронированном прицепе. Боевая масса - 4,7 т. Габариты, мм: 5670х1500х1300. Вооружение: огнемет и пулемет Fiat 35 (Breda 38). Боекомплект: 500 л огнесмеси и 1820 патронов |