- англия
- AEC Matador
- Austin K2/Y
- Bedford OYD
- Fordson WOT6
- Bedford QLD
- Austin K5
- венгрия
- 38 M. Botond
- германия
- Opel Blitz
- Bussing-NAG G31
- Sd.Kfz.8
- FN-Kegresse
- Sd.Kfz.7
- Sd.Kfz.11
- Sd.Kfz.10
- Sd.Kfz.9
- Kubelwagen
- Sd.Kfz.6
- Bussing-NAG 500
- Sd.Kfz.2
- LWS
- Gaswagen
- Schwimmwagen
- RSO
- SWS
- Skoda RSO
- италия
- Alfa Romeo 500DR
- FIAT 626
- Bianchi Miles
- польша
- Ursus A
- Polski Fiat 621 L
- США
- M20 Diamond T
- Chevrolet G506
- Linn C5 Catruck
- Willys MB
- Dodge WC-62
- Ford G8T
- Studebaker US6
- DUKW-353
- GMC CCKW
- Dodge WC-51
- Mack NR
- Ford GPA
- франция
- Lorraine 37L
- япония
- Тип 2598 «Со-Да»
- Тип 1 «Хо-Ха»
- Ка-тсу
- Тип 1 «Хо-Ки»
Автомобиль
Dodge WC-62
(Dodge WC-62)
1941
Одним из наиболее интересных американских многоцелевых автомобилей периода Второй мировой войны являлись 3-осные грузовики-внедорожники Dodge серии T223, имевшие колесную формулу 6х6 и грузоподъемность 1,5 тонны.
Внешне трехосные Dodge WC62 и Dodge WC63 с колесной формулой 6х6 отличались от своих 4-колесных собратьев только увеличенной габаритной длиной и наличием третьего ведущего моста. В семействе полноприводных военных автомобилей Dodge образца 1942 года они стояли особняком, выделяясь такими важными параметрами, как грузоподъемность и наличие в трансмиссии нескольких оригинальных узлов.
Осваивать производство трехосной модификации двухосного автомобиля было намного проще и дешевле, чем проектировать дополнительную модель оригинального 1,5-тонного автомобиля. Высокая степень унификации деталей 4-колесного и 6-колесного шасси на руку заказчику в погонах: сокращается ассортимент стандартных запасных частей; военным механикам, среди которых встречаются не очень квалифицированные призывники, всегда проще иметь дело с ремонтом однотипных машин. Наконец, у военных ремонтных заводов появляется больше возможностей собрать один автомобиль из уцелевших деталей двух или нескольких поврежденных во время боев машин.
Но просто добавленный третий ведущий мост и перевозка более тяжелых грузов неизбежно ведут к резкому возрастанию нагрузок на двигатель, коробку передач, раму, мосты автомобиля меньшей грузоподъемности, изначально рассчитанного на не такие серьезные нагрузки. Это усугубляется и тем, что речь идет о внедорожной армейской технике, эксплуатируемой в очень тяжелых условиях.
Семейство Dodge WC - тот случай, когда конструкторы изначально предусмотрели возможность создания на аналогичной агрегатной базе значительно более тяжелых модификаций, чем основная двухосная модель. Рядный шестицилиндровый двигатель, четырехступенчатую коробку передач, рессоры, балки, редукторы и шарниры равных угловых скоростей, наконец, ступицы колеса и шины - все эти узлы и детали у вездеходов серии WC были изначально спроектированы со значительным запасом мощности и прочности.
Третий мост всегда создает сложности - к нему нужно подавать крутящий момент либо сделав оригинальный проходной редуктор второго моста, либо отдельным карданным валом от раздаточной коробки. Трехосная схема требует отличающейся от двухосного аналога задней подвески. Эти две проблемы конструкторы Dodge решили самыми простыми и дешевыми способами.
Никакого проходного редуктора среднего моста трехосного Dodge не было. От раздаточной коробки шли два отдельных карданных вала на два задних моста, максимально унифицированных с мостами двухосного автомобиля. Да, это потребовало разработки оригинальной раздаточной коробки, которая, в отличие от коробки двухосной машины, была не 1-ступенчатой, а 2-ступенчатой.
Для американских инженеров не составило особого труда создать новую раздатку. Эту задачу значительно упрощало то, что у всех Dodge WC коробка передач и раздаточная коробка не были объединены в один блок, а установлены каждая в своем картере и связаны между собой промежуточным валом. В результате, коробка передач и промежуточный вал трехосного и двухосного Dodge остались полностью одинаковыми. Трансмиссионный стояночный тормоз, установленный на раздаточной коробке, на трехосной машине действовал не на средний, а на задний мост. Никакого межосевого дифференциала между вторым и третьим мостами не предусматривалось.
С подвеской конструкторы тоже поступили максимально просто. Сзади у 2-осного Dodge WC самая обычная рессорная подвеска: мост был подвешен на серединах рессор, которые в свою очередь были закреплены краями на раме. На 3-осной модификации рессоры просто перевернули обратной стороной, их середины установили на раму, а по краям навесили два моста. Чтобы ограничить перемещение мостов взад-вперед, их связали с рамой парой продольных реактивных тяг. Если у двухосного Dodge рычажные амортизаторы устанавливали на все колеса, то у трехосного варианта амортизаторов на задних мостах не было, как у более серьезного грузовика, что тоже упрощало и удешевляло шасси.
Все узлы переднего моста и его привода, передней подвески, рулевого управления, механизм раздаточной коробки у двухосных и трехосных автомобилей DodgeWC абсолютно одинаковые.
Мощный двигатель с отличной тягой на низких оборотах, передаточные числа понижающей передачи и редукторов мостов превращали трехосный Dodge в тягач, способный буксировать грузы массой до 6 тонн и позволяли добиться выдающейся проходимости. Низкий центр тяжести обеспечивал завидную устойчивость к опрокидыванию.
В качестве силового агрегата был выбран 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор объемом 3.8 литра, который также устанавливали на 2-осное семейство. Он был самым мощным в линейке и развивал 92 л.с. при 3600 оборотов, что позволяло разгоняться до 85 км/ч.
Кузов фирмы «Carryall» у моделей WC62 и WC63 был практически такой же, как у двухосных WC51 и WC52, только третий мост позволил его удлинить. В результате на скамьях вдоль бортов трехосной машины могли сесть уже 10 человек – по пять с каждой стороны. Соответственно, заметно увеличилась вместительность грузовой платформы и рундуков под лавками. Убрав тент и откинув на капот лобовое стекло, можно было не только спрятать автомобиль в высокой траве, но и при перевозке партий готовых машин удавалось установить один автомобиль сверху на другой.
На шасси 3-осных «Доджей» устанавливали различное оборудование и вооружение: цистерны-топливозаправщики, ремонтное и эвакуационное оборудование, зенитные установки и системы залпового огня.
Всего с конца 1942 по 1945 год было изготовлено 43 224 автомобиля моделей WC62 и WC63.
В Красную армию трехосные Dodge были поставлены небольшими партиями в самом конце войны. Их количество было несопоставимо с масштабами поставок обычных двухосных автомобилей серии WC. Основным потребителем Dodge WC62 и WC63 оставались вооруженные силы США и стран-союзников.
технические характеристики |
Dodge WC-62 |
---|---|
Масса, т | 3,14 |
Длина,мм | 5470 |
Ширина,мм | 2110 |
Высота,мм | 2210 |
Дорожный просвет,мм | 262 |
Колесная формула | 6×6 |
Грузоподъемность, т | 1,5 |
Масса прицепа, т | |
Скорость максимальная, км/ч | 87 |
Запас хода по шоссе, км | |
Кол-во выпущенных экземпляров | 23 092 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | нижневальный нижнеклапанный Т-223 | 1 | 92 |