- англия
- AEC Matador
- Bedford OYD
- Austin K2/Y
- Austin K5
- Fordson WOT6
- Bedford QLD
- венгрия
- 38 M. Botond
- германия
- Opel Blitz
- Bussing-NAG G31
- Sd.Kfz.8
- FN-Kegresse
- Sd.Kfz.7
- Sd.Kfz.11
- Sd.Kfz.10
- Sd.Kfz.9
- Kubelwagen
- Sd.Kfz.6
- Bussing-NAG 500
- Sd.Kfz.2
- LWS
- Gaswagen
- RSO
- Schwimmwagen
- SWS
- Skoda RSO
- италия
- Alfa Romeo 500DR
- Bianchi Miles
- FIAT 626
- польша
- Ursus A
- Polski Fiat 621 L
- США
- M20 Diamond T
- Chevrolet G506
- Linn C5 Catruck
- DUKW-353
- GMC CCKW
- Dodge WC-51
- Mack NR
- Willys MB
- Dodge WC-62
- Ford G8T
- Studebaker US6
- Ford GPA
- франция
- Lorraine 37L
- япония
- Тип 2598 «Со-Да»
- Тип 1 «Хо-Ха»
- Ка-тсу
- Тип 1 «Хо-Ки»
Полугусеничный артеллирийский тягач
Sd.Kfz.7
(Sd.Kfz.7)
1934
Материально-техническое обеспечение и мобильность являются решающими факторами успеха в любом вооруженном конфликте, и вторая мировая война еще раз подтвердила это. Немцы очень быстро поняли, какое огромное значение имеет вспомогательная техника и активно использовали ее на начальном этапе «блицкрига».
Из производившихся в Германии вспомогательных машин наиболее удачным оказался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Эта машина использовалась в первую очередь для буксировки 88-мм зенитных пушек Flak 18 и 37-мм Flak 36 как в частях ПВО, так и в тяжелых противотанковых дивизионах вермахта. Кроме того, тягач применялся для буксировки 150-мм тяжелых полевых гаубиц sFH 18 и различных прицепов.
Средний 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 был разработан известной фирмой «Краус-Маффей» и серийно производился ею совместно с компаниями «Боргварт», «Бюссинг-НАГ» и «Даймлер-Бенц». Несколько позже выпуск Sd.Kfz.7 был налажен на заводах австрийской фирмы «Заурер» и итальянской «Бреда». Первые машины появились в 1933 году, но только с 1939 года развернулось их широкомасштабное серийное производство. Стоимость одного тягача составляла 36000 рейхсмарок.
Фирма «Краус Маффей» начала заниматься полугусеничными автомобилями еще с 1928 года и ее первым детищем стал экспериментальный тягач типа MS (m5). В 1933 году на основании технических требований, разработанных управлением вооружения сухопутных войск Германии, фирма построила тягач типа m7 который стал прототипом будущих машин семейства Sd.Kfz.7. Первый серийный образец 8-тонного тягача появился в 1934 году. Он был длиннее, чем модель m7, и оснащался шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL 52. Приобретя лицензии, выпуск этих полугусеничников развернули фирмы «Бюссинг-НАГ» — модель BN m8 и «Даймлер-Бенц» — модель DB m8. 12,1-тонные машины обладали тяговым усилием 8,8 т и идеально подходили для буксировки легендарных 88-мм зенитных пушек.
В 1936 году «Краус-Маффей» выпустил улучшенную модель KM m9 с 95,7-киловаттным (130 л. с.) двигателем «Майбах» HL 57 и в течение того же года построил 127 таких тягачей, которые предназначались для буксировки 105-мм орудий или зенитных пушек. Для защиты экипажа из 12 человек от неблагоприятных погодных условий над машиной разворачивался брезентовый тент и устанавливалось откидное лобовое окно.
Вслед за этой моделью незамедлительно (в том же 1936 году) последовала почти идентичная KM m10, оснащенная 103-киловаттным (140 л. с.) двигателем «Майбах» HL 62 TUK. Тогда же аналогичную машину, получившую обозначение HL m10, построила фирма «Ганза-Ллойд-Голиаф» в Бремене (позже «Боргварт»). Всего ею было выпущено 222 таких тягача, которые использовались, как и KM m10. В 1937 году началось серийное производство последней модели KM ml 1 официально классифицированной как «MittlererZugkraftwagen 8t(SdKfz 7)». От фирмы «Краус-Маффей» не отставал «Боргварт», почти одновременно выпустивший свою модель.
Тягач Sd.Kfz.7 использовался в войсках для буксировки знаменитых 88-мм зенитных пушек Flak 18, 105-мм полевых орудий sK 18, тяжелых 150-мм гаубиц sFH 18 и других тяжелых артиллерийских орудий. Кроме того стандартный Sd.Kfz.7 мог перевозить 12 человек (включая водителя) с полной выкладкой и боеприпасами. Машина с собственной массой 9,75 т развивала тяговое усилие на крюке до 8 т и была оборудована лебедкой с тяговым усилием до 3,45 т.
Sd.Kfz.7 был оборудован шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL 62 TUK с рабочим объемом 6191 см3, который развивал мощность 103 кВт (140 л. с.) при 2600 об/мин. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Такая силовая установка позволяла тягачу двигаться в диапазоне скоростей от 3,5 км/ч до 50 км/ч. С полным баком, вмещавшим 215 литров бензина, тягач мог пройти по шоссе 250 км, при движении по пересеченной местности запас хода сокращался до 120 км. Расход бензина на 100 км пути составлял 80 л и 160 л соответственно.
В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 975–20, и гусеничный движитель с балансирной подвеской на полуэллиптических листовых рессорах, который применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом, шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке, и мелкозвенчатых одногребневых гусениц шириной 360 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.
В период с 1941 по 1944 гг некоторое количество тягачей Sd.Kfz.7 (модели «Боргварт» HL ml 1 и «Краус-Маффей» КМ m11) было передано болгарской армии. Югославские партизаны также использовали несколько этих машин, захваченных в боях с немецкими частями. В 1939 году 32 полугусеничных тягача Sd.Kfz.7 были проданы бразильской армии, но только пять машин прибыли в Бразилию в конце 1941 года, где они эксплуатировались только с 1942 по 1945 год, поскольку поражение Германии в мае 1945 года положило конец поставкам как самих тягачей, так и запас ных частей к ним.
Итальянская фирма «Бреда» производила по лицензии собственную модель Sd.Kfz.7 под обозначением «Semmcmgolato Breda Tipo 61». Всего было построено око ло 250 тягачей этого типа. Итальянские полугусеничники отличались от немецкого прототипа KM m11 лишь правосторонним расположением органов управления и 95,6 киловаттным (130 л. с.) двигателем.
Подобную машину на базе Sd.Kfz.7 пытался разработать также «Фиат», но его модель так и не вышла из стадии прототипа. Несколько образцов Sd.Kfz.7 были захвачены англичанами в Северной Африке и произвели на них такое впечатление, что британское министерство снабжения предложило фирме «Воксхол моторс» построить копию немецкого 8-тонного тягача. Но «Воксхолу» удалось построить только шесть прототипов, получивших обозначение ВТ. В послевоенный период тягачи Sd.Kfz.7 использовались чехословацкой армией до 1960-х годов.
технические характеристики | Sd.Kfz.7 |
---|---|
Боевая масса, т | 9,75 |
Экипаж, чел. | 12 |
Грузоподъемность,т | 1,8 |
Тяговое усилие, т | 8,0 |
Длина,мм | 6850 |
Ширина,мм | 2350 |
Высота,мм | 2600 |
Дорожный просвет,мм | 400 |
Броня, мм | нет |
Скорость максимальная, км/ч | 50 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 12187 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | «Майбах»НL 62ТUК, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 6191 см3, мощность 103 кВт при 2600 об/мин | 1 | 140,04 |
Основные модификации | ||||
---|---|---|---|---|
Модель | Особенности | Кол-во экз. | ||
Sd.Kfz.7 | артиллерийский полугусеничный тягач. Машины разных лет выпуска различались маркой и мощностью двигателя, формой капота и крыльев | |||
Sd.Kfz. 7/1 | артиллерийский полугусеничный тягач. Машины разных лет выпуска различались маркой и мощностью двигателя, формой капота и крыльев | 319 | ||
Sd.Kfz.7/2 | 37-мм автоматическая зенитная пушка Flak 36. Боевая масса 11,05 т, экипаж 7 человек. В остальном аналогична Sd.Kfz.7/1 | 123 | ||
Sd.Kfz.7/6 |
|