- англия
- AEC Matador
- Bedford OYD
- Austin K2/Y
- Austin K5
- Fordson WOT6
- Bedford QLD
- венгрия
- 38 M. Botond
- германия
- Opel Blitz
- Bussing-NAG G31
- Sd.Kfz.7
- Sd.Kfz.8
- FN-Kegresse
- Sd.Kfz.11
- Sd.Kfz.10
- Sd.Kfz.9
- Kubelwagen
- Sd.Kfz.6
- Bussing-NAG 500
- LWS
- Sd.Kfz.2
- Gaswagen
- RSO
- Schwimmwagen
- SWS
- Skoda RSO
- италия
- Alfa Romeo 500DR
- Bianchi Miles
- FIAT 626
- польша
- Ursus A
- Polski Fiat 621 L
- США
- Chevrolet G506
- Linn C5 Catruck
- M20 Diamond T
- DUKW-353
- GMC CCKW
- Dodge WC-51
- Mack NR
- Willys MB
- Dodge WC-62
- Ford G8T
- Studebaker US6
- Ford GPA
- франция
- Lorraine 37L
- япония
- Тип 2598 «Со-Да»
- Тип 1 «Хо-Ха»
- Ка-тсу
- Тип 1 «Хо-Ки»
Автомобиль
Gaswagen
(Газваген)
1941
По сохранившимся архивным документам известно, что нацисты по меньшей мере с осени 1939 применяли угарный газ для умерщвления психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого применялся буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ (СО). На фургонах была нанесена маркировка Kaisers-Kaffee-Geschäft (Кофейня Кайзера). Ответственной за разработку и применение техники умерщвления при помощи угарного газа был Kriminaltechnisches Institut (KTI) Главного управления имперской безопасности.
15−16 августа 1941 в Барановичах и Минске с инспекторской проверкой прибывает рейхсфюрер СС Гиммлер и знакомится с ходом выполнения задач подразделениями Айнзацгруппы B. По записям в дневнике сопровождавшего его Бах-Залевского, Гиммлер получил от увиденного нервное потрясение и приказал руководителю Айнзацгруппы B Артуру Небе разработать «более гуманные методы убийства, чем расстрел».
По распоряжению Гиммлера в конце августа 1941 из KTI в Минск были доставлены несколько баллонов с угарным газом. Но без герметичных помещений их использование не принесло ожидаемых результатов. Попытки применить обычные выхлопные газы не принесли желаемого результата в силу ряда технических сложностей.
В результате этого возникла идея по созданию мобильных газовых камер, в которых бы использовался вырабатываемый двигателем угарный газ. Небе и глава KTI Хис (SS-Sturmbannführer Heess) в конце сентября обратились для практического воплощения этих планов к начальнику подразделения II D Главного управления имперской безопасности В. Рауффу.
Рауфф отдал приказ своему подчинённому Праделю (SS-Hauptsturmführer Pradel), отметив, что это указание Гейдриха. Прадель, в свою очередь, даёт указание своему подчинённому Вентриту (Wentritt) исследовать и доложить о технической осуществимости данного задания (доставка газов в герметический фургон). Получив положительный ответ, Прадель доложил наверх и вскоре получил от Хиса инструкции по конструированию и применению спецмашины. По приказу Рауффа Прадель и Вентрит посещают в Берлине компанию Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, производящую герметичные конструкции, под предлогом необходимости производства герметичных фургонов для перевозки трупов из зон эпидемий. В заключённом контракте оговаривалось, что RSHA поставит шасси, а компания установит на нём необходимое оборудование. Вскоре первые 6 машин были готовы.
Газваген (нем. Gaswagen), газовый автомобиль, «душегубка» — термин, используемый после окончания Второй мировой войны в научной и популярной литературе для обозначения мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей (гражданского населения оккупированных территорий СССР и Восточной Европы, советских военнопленных) путем отравления угарным или выхлопным газом. Начало применения серийных газвагенов относится к ноябрю — декабрю 1941 года (Киев, Полтава, Рига и Хелмно). С весны 1942 документально подтверждено их применение в Югославии (Сербия).
О применении нацистами газвагенов стало известно в 1943 году после суда над участниками преступлений против человечества, совершенных на территории Краснодарского края СССР, где около 6700 человек гражданского населения были убиты путем отравления газом в «душегубках» или были замучены и расстреляны. Материалы об использовании данных машин смерти на территории СССР были представлены советскими обвинителями на Нюрнбергском процессе главных военных преступников.
Общее число жертв данного орудия смерти за период Второй мировой войны неизвестно. В нацистском документе из оккупированного Минска, датированном 5 июня 1942, указывается, что с декабря 1941 по июнь 1942 в 3-х газвагенах было уничтожено 97 тысяч человек. По меньшей мере 152 тысячи было уничтожено в концлагере Хелмно возле Лодзи (Польша). Известно, что на 23 июня 1942 года компанией производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2-х версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Ни одного из выпущенных газвагенов не сохранилось.
технические характеристики |
Gaswagen |
---|---|
Масса, т | |
Длина,мм | |
Ширина,мм | |
Высота,мм | |
Дорожный просвет,мм | |
Колесная формула | |
Грузоподъемность, т | |
Масса прицепа, т | |
Скорость максимальная, км/ч | |
Запас хода по шоссе, км | |
Кол-во выпущенных экземпляров | 20 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |