- англия
- AEC Matador
- Austin K2/Y
- Bedford OYD
- Fordson WOT6
- Bedford QLD
- Austin K5
- венгрия
- 38 M. Botond
- германия
- Opel Blitz
- Bussing-NAG G31
- Sd.Kfz.8
- FN-Kegresse
- Sd.Kfz.7
- Sd.Kfz.11
- Sd.Kfz.10
- Sd.Kfz.9
- Kubelwagen
- Sd.Kfz.6
- Bussing-NAG 500
- Sd.Kfz.2
- LWS
- Gaswagen
- Schwimmwagen
- RSO
- SWS
- Skoda RSO
- италия
- Alfa Romeo 500DR
- FIAT 626
- Bianchi Miles
- польша
- Ursus A
- Polski Fiat 621 L
- США
- M20 Diamond T
- Chevrolet G506
- Linn C5 Catruck
- Willys MB
- Dodge WC-62
- Ford G8T
- Studebaker US6
- DUKW-353
- GMC CCKW
- Dodge WC-51
- Mack NR
- Ford GPA
- франция
- Lorraine 37L
- япония
- Тип 2598 «Со-Да»
- Тип 1 «Хо-Ха»
- Ка-тсу
- Тип 1 «Хо-Ки»
Полугусеничный артеллирийский тягач
Sd.Kfz.8
(Sd.Kfz.8)
1934
В 1932 году по советскому заказу фирма «Даймлер-Бенц» разработала мощный 12-тонный полугусеничный тягач, которым должны были укомплектовываться артиллерийские части Красной Армии. Однако вскоре заказ был аннулирован, но наработки фирмы заинтересовали немецких военных, которые активно проводили курс на моторизацию германской армии.
С 1934 по 1945 год серийное производство 12-тонных тягачей осуществляли фирмы «Даймлер-Бенц», «Крупп» и «Краус-Маффей». Всего за этот период ими было изготовлено 3450 полугусеничных машин Sd.Kfz 8. Машина выпускалась в четырех вариантах, которые отличались друг от друга главным образом маркой и мощностью двигателя. Тягач Sd.Kfz.8 использовался в вермахте для буксировки тяжелых артиллерийских орудий.
Базовая модификация Sd.Kfz.8 была построена по компоновочной схеме с передним расположением двигателя и полугусеничной ходовой частью. Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами.
В отделении управления слева располагался водитель тягача, справа от него на широком сиденье скамеечного типа могли разместиться еще два человека, включая командира машины. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры давления масла тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования.
За водительской кабиной, отделенной от задней части кузова невысокой перегородкой, на двух сиденьях, расположенных поперек кузова, размещался артиллерийский расчет в составе 9 человек. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент. В кормовой части машины имелось грузовое отделение с двустворчатыми дверями в бортах и задней стенке кузова.
В моторном отсеке тягача последней серийной модели DBs10 был установлен двенадцатицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 85 TUKRM с верхним расположением клапанов и рабочим объемом 8520 см3, который при 2600 об/мин развивал мощность 136,1 кВт (185 л. с.).
С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом, четырехскоростная планетарная коробка передач, обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задний ход, демультипликатор двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересеченной местности включалась специальная передача.
Силовая установка позволяла тягачу с боевой массой 12,15 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 51 км/ч. С полным топливным баком вмещавшим 250 литров бензина, запас хода составлял 250 км.
В состав полугусеничной ходовой части тягача входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 11,25–20 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который применительно к одному борту состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью. Опорные катки штамповались из листовой стали толщиной 8–12 мм, ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые, одногребневые однопальцевые гусеницы шириной 400 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.
Тяжелый полугусеничный тягач послужил базой для создания самоходной артиллерийской установки, вооруженной легендарной 88-мм зенитной пушкой Flak 18 — Sd.Kfz.8 mit der 8 8-cm Flak 18.
Появление этой боевой машины было связано с планами вторжения вермахта во Францию. Готовясь к войне, немецкие военные понимали, что для преодоления «линии Мажино» — мощной системы оборонительных укреплений на границе Франции, — им понадобится надежное средство поражения, способное уничтожить огневые точки французов, укрытые в бункерах с железобетонными стенами большой толщины. Тщательный анализ характеристик артиллерийских орудий, имевшихся на вооружении вермахта, показал, что наиболее пригодным орудием большой точности и мощности являлась 88-мм зенитная пушка Flak 18. Ее бронебойный снаряд весил 9,4 кг, имел начальную скорость 795 м/с и поражал цель на расстоянии до 15 км. Но большой вес — свыше 7 т — позволял выдвигать пушку на огневую позицию лишь с помощью тягача, и на открытой местности стрельба прямой наводкой становилась смертельно опасной для расчета пушки. Выход напрашивался сам — пушку надо сделать самоходной и бронировать. Однако танкового шасси пригодного для установки такого тяжелого орудия у немцев в то время не было. Зато имелось несколько типов хорошо отработанных и производившихся серийно полугусеничных тягачей. На один из них, 12-тонный Sd.Kfz.8, разработанный фирмой «Даймлер-Бенц» и пал выбор.
Моторный отсек тягача и рабочее место водителя прикрыли листами катаной стали толщиной от 8 до 14 мм, а вместо кузова на штатной тумбе установили 88-мм зенитку, также прикрыв ее спереди бронещитом. Бронирование было далеко не совершенным. Орудие с боков и сзади броней совсем не прикрывалось, расчет на платформе тягача был, как на ладони. Одноместная рубка водителя, малозаметная на фоне огромного орудийного щита, сзади также была открытой.
Бронирование моторного отсека, выполненное из плоских бронелистов, имело щели как между верхним и вертикальными листами, так и между передним и боковыми для лучшей циркуляции охлаждающего воздуха.
Бронекорпус самоходки и броневой щит пушки обтягивались сеткой, за которую в целях маскировки в боевых условиях вкладывали ветки деревьев.
К весне 1940 года было построено до 30 таких самоходных артиллерийских установок (по другим источникам — от 12 до 25), сведенных в 8-й отдельный тяжелый противотанковый дивизион (525-я 560-я и 605-я роты). Перед началом французской кампании он был придан 2-й танковой дивизии входившей в состав 19-го армейского корпуса, командовал которым генерал Гейнц Гудериан.
13 мая 1940 г части Гудериана подошли к реке Маас. Но ни массированный артобстрел, ни бомбардировки с воздуха французских укреплений на другом берегу Мааса не дали желаемого результата — французы продолжали вести интенсивный огонь, препятствуя форсированию реки. Тогда «Быстрый Гейнц» двинул вперед свои тяжелые самоходки и они с блеском справились с поставленной задачей: несколько десятков 88-мм снарядов всаженных прямо в амбразуры железобетонных бункеров заставили французов капитулировать, после чего немецкая пехота без помех переправилась на другой берег Мааса.
На 1 марта 1945 года в частях вермахта оставалось 1125 тягачей Sd.Kfz.8.
технические характеристики | Sd.Kfz.8 |
---|---|
Боевая масса, т | 12,15 |
Экипаж, чел. | 9 |
Грузоподъемность, т | 2,55 |
Тяговое усилие, т | 12 |
Длина,мм | 7350 |
Ширина,мм | 2500 |
Высота,мм | 2800 |
Дорожный просвет,мм | 400 |
Броня, мм | нет |
Скорость максимальная, км/ч | 51 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 3450 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | K | «Майбах» HL 85 TUKRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 8520 см3, мощность 136,1 кВт при 2600 об/мин | 1 | 185,04 |
Основные модификации | ||
---|---|---|
Модель | Особенности | Кол-во экз. |
Sd.Kfz.8 | основная производственная модель, выпускавшаяся в четырех вариантах, отличавшихся друг от друга главным образом маркой и мощностью двигателя. На части машин устанавливался дизель мощностью 180 л.с. | 3440 |
8,8 cm Flak 18(Sf) аuf Zugkraftwagen 12t | 88-мм зенитная пушка на шасси тягача Sd.Kfz.8. Полностью бронированные кабина и двигатель (толщина брони 8-14,5 мм). Боевая масса 20 т, экипаж 9 человек. | 10 |