- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
105-мм гаубица
М2А1
(М2А1)
1939
Вступив в Первую мировую войну, США не имели собственных артиллерийских систем, но они многому научились у своих союзников Англии и Франции. Особенно сильное впечатление на американских военных произвела французская 75-мм пушка образца 1897 года. Предполагая наладить массовый выпуск орудия с такой же скорострельностью, военное ведомство США выдало в 1919 году заказ на разработку 105-мм гаубицы. В связи с отсутствием опыта у конструкторов работы сильно затянулись, и серийное производство орудия под обозначением М2А1 началось лишь в 1939 году, когда в Европе уже разгорелась война. В подразделения американской армии гаубица поступила в 1942 году и затем широко использовалась на всех театрах военных действий в Европе и на Тихом океане.
В качестве полевого орудия непосредственной поддержки пехоты гаубица обладала довольно большой номенклатурой снарядов — от фугасных и до начиненных слезоточивым газом. Конструкция орудия отличалась простотой и надежностью благодаря оригинальному лафету, требовавшему от расчета минимума усилий для приведения гаубицы в боевое положение. Поэтому в полном обозначении 105-мм орудия нередко указывают и шифр лафета — М2А2. Нижний станок лафета был оборудован раздвижными станинами, одноосный ход — колесами автомобильного типа. Буксировалась гаубица грузовым автомобилем или гусеничным тягачом.
После окончания войны орудие М2А1 продолжало оставаться на вооружении армии США более 30 лет и послужило образцом для подражания во многих других странах мира. Всего до 1953 года американские заводы изготовили около 10200 гаубиц М2А1.
технические характеристики | М2А1 |
---|---|
Калибр, мм | 105 |
Вес в боевом положении, кг | 1934 |
Длина ствола, мм | 2574 |
Угол ГН, град | 46 |
Угол ВН, град | -5; +65 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 472 |
Вес снаряда (осколочный), кг | 14,97 |
Скорострельность, выстр/мин | |
Макс. дальность стрельбы, м | 11430 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров | около 10200 |