- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
122-мм гаубица
обр. 1909
(обр. 1909)
1909
Первые полевые гаубицы появились в русской армии в начале XX века. Для артиллерийской поддержки пехотных дивизий 76,2-мм пушек было явно недостаточно и требовалось более мощное орудие для разрушения укреплений противника во фронтовой полосе. Опытные образцы 48-линейных (122-мм) гаубиц были изготовлены в 1904 году Обуховским и Путиловским заводами и выпускались затем в небольшом количестве. Кроме того, в Германии были закуплены 55 120-мм гаубиц фирмы «Крупп». Однако первым крупносерийным орудием этого типа стала 122-мм гаубица обр. 1909 г., разработанная Круппом и приспособленная для русской гильзы. Она имела однобрусный лафет с деревянными колесами, на котором монтировались гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, прицельные приспособления и щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков. Верхний станок мог поворачиваться на 2° в каждую сторону с помощью винтового устройства. Ствол состоял из трубы и кожуха с соединительным кольцом. Затвор клиновой горизонтальный. Для стрельбы использовались выстрелы раздельного заряжания с фугасным снарядом весом 23 кг и шрапнелью.
122-мм гаубица обр. 1909 г. изготавливались на Путиловском и Петроградском заводах, и до 1918 года было построено около 1,5 тыс. таких орудий. Свыше 300 из них достались Красной Армии. Они пользовались большой популярностью среди артиллеристов вследствие простоты конструкции и относительно малого веса. В 1936 году, с учетом выпущенных в 20-е годы, в частях РККА находилось 920 122-мм гаубиц обр. 1909 г. Спустя год орудие было модернизировано с целью увеличения дальности стрельбы и унификации с гаубицей обр. 1910/30 гг. Камору ствола удлинили, и соответственно усилили конструкцию лафета.
Усовершенствованная гаубица обр. 1909/37 гг. использовалась на фронтах первого периода Великой Отечественной войны.
технические характеристики | 122-мм гаубица обр. 1909 г. |
---|---|
Калибр, мм | 122 |
Вес в боевом положении, кг | 1330 |
Длина ствола, мм | 1707 |
Угол ГН, град | 4 |
Угол ВН, град | -1;+43 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 335 |
Вес снаряда (осколочный), кг | 23 |
Скорострельность, выстр/мин | 2 |
Макс. дальность стрельбы, м | 7680 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров |