- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
203-мм гаубица
Б-4
(Б-4)
1931
Во время «зимней войны» с Финляндией в 1940 году советские войска впервые использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника. «Линия Маннергейма» представляла собой сплошные ряды железобетонных сооружений, в которых располагались пушки и пулеметы. Чтобы проложить дорогу наступающей пехоте, 203-мм гаубицы Б-4 обрушили на врага тысячи снарядов. Их разрывы на куполах ДОТов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки и шла носом кровь. Пленные финны с уважением называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».
Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ. Работы вначале возглавлял Ф.Ф. Лендер, а затем руководство проектом перешло в руки ведущих конструкторов заводов. Первый опытный образец гаубицы был изготовлен в начале 1931 года, а серийное производство артсистемы развернули в следующем году. 203-мм орудие предназначалось для разрушения особо прочных сооружений противника из железобетона и броневой стали, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта.
Гаубица Б-4 имела скрепленный или моноблочный ствол с лейнером и тяжелый лафет с гусеничным ходом. Лафет обладал высокой проходимостью и позволял вести огонь с грунта без использования специальных упоров и платформ. В походном положении орудие разбиралось на две части (ствол и лафет) и транспортировалось на двух повозках со скоростью около 15 км/ч. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания с десятью различными зарядами. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами весом около 100 кг. Для облегчения заряжания в задней части гаубицы монтировалась лебедка.
К началу Великой Отечественной войны в 33 полках тяжелой артиллерии РГК находилось 727 гаубиц Б-4. Небольшое их количество захватили немцы. Остальные были отведены в тыл и приняли участие в боевых действиях только в конце 1942 года, когда советские войска перешли в наступление.
технические характеристики | 203-мм гаубица Б-4 |
---|---|
Калибр, мм | 203 |
Вес в боевом положении, кг | 17700 |
Длина ствола, мм | 5075 |
Угол ГН, град | 4 |
Угол ВН, град | 0; +60 |
Начальная скорость снаряда (фугасный), м/с | 575 |
Вес снаряда (осколочный), кг | |
Скорострельность, выстр/мин | 1 выстрел за 2 минуты |
Макс. дальность стрельбы, м | 18000 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров | 727 |