- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
152-мм гаубица
обр. 1910
(обр. 1910)
1910
Значительное внимание полевой тяжелой артиллерии стали уделять в России после русско-японской войны 1904–1905 годов, когда выяснилось, что в условиях позиционных боев для успешного наступления пехотных полков и батальонов необходимо было прежде подавить долговременные огневые точки и укрепления противника. Перед началом Первой мировой войны в русской армии имелось 164 152-мм гаубицы и 76 107-мм пушек образца 1910 года, входивших в состав дивизионов тяжелой артиллерии, подчинявшихся командирам корпусов. Каждый дивизион включал две четырехорудийные батареи 152-мм гаубиц и одну 107-мм пушек. По дальности стрельбы и мощности разрывного заряда боеприпаса русская 152-мм гаубица образца 1910 года превосходила аналогичное немецкое орудие, к тому же не имевшее в боекомплекте шрапнели.
Полевая 152-мм гаубица была разработана французской фирмой «Шнейдер», а ее производство развернули на Путиловском и Пермском заводах. Гаубица оснащалась поршневым затвором, а подъемный механизм был выполнен в виде зубчатых секторов, прикрепленных к люльке. Горизонтальная наводка орудия осуществлялась путем поворота станка влево и вправо на 2,5°. Ствол гаубицы состоял из трубы, кожуха и надульника и неподвижно крепился к салазкам, в которых размещались гидравлический тормоз отката и пневматический накатник. При выстреле салазки откатывались по направляющим люльки. Для стрельбы использовались 4 типа зарядов, фугасные гранаты весом 41 кг и шрапнель.
152-мм гаубица обр. 1910 г. состояла на вооружении Красной Армии и в 1937 году прошла этап модернизации, получив обозначение «152-мм гаубица обр. 1910/37 гг.». Путем удлинения каморы ствола и применением новой дальнобойной гранаты удалось повысить дальность стрельбы до 8850 м. 99 усовершенствованных 152-мм орудий приняли участие в боях начального периода Великой Отечественной войны.
технические характеристики | 152-мм гаубица обр. 1910 г. |
---|---|
Калибр, мм | 152 |
Вес в боевом положении, кг | 2160 |
Длина ствола, мм | 1824 |
Угол ГН, град | 5 |
Угол ВН, град | -1; +42 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 335 |
Вес снаряда (осколочный), кг | 40,9 |
Скорострельность, выстр/мин | 6 |
Макс. дальность стрельбы, м | 7700 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров |