- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 12-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 7,2-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Gamma
- Dicke Berta
- Örlikon
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр.1927
- А-19
- Б-4
- БПК
- Ф-22
- МЛ-20
- Бр-2
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
152-мм гаубица
Д-1
(Д-1)
1943
Накопленный опыт унификации и стандартизации различных артиллерийских систем позволил советским конструкторам в кратчайшие сроки создавать новые типы орудий, необходимые для вооружения армии. В конце 1942 года советские войска перешли к наступательным операциям и для поддержки соединений потребовалась достаточно маневренная 152-мм корпусная гаубица с относительно небольшим весом. Ее разработка была поручена конструкторскому бюро под руководством Ф.Ф. Петрова. Инженеры использовали уже отработанный метод. Они взяли ствол от 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10), серийный выпуск которой был прекращен в начале войны, и наложили его на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Таким образом, всего через 18 суток после начала работ новое орудие под обозначением Д-1 успешно прошло полигонные, а затем и войсковые испытания. Оно являлось довольно легким для своего класса, а механизм подрессоривания позволял буксировать его со скоростью до 40 км/ч.
Ствол гаубицы Д-1 был оснащен массивным дульным тормозом. Поршневой затвор позаимствовали у пушки-гаубицы МЛ-20, прицельные приспособления — у М-30. Благодаря широкому применению уже освоенных в производстве деталей и узлов серийный выпуск орудия удалось наладить всего за полтора месяца. Первые гаубицы Д-1 начали поступать на вооружение артиллерийских подразделений РГК в июле 1943 года. Артсистема оказалась достаточно надежной и имела высокие боевые качества. Боекомплект 152-мм орудия включал выстрелы раздельно-гильзового заряжания с осколочным, осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Последние, в случае необходимости, могли применяться для борьбы с танками противника. Традиционный передок у гаубицы отсутствовал, и из-за этого значительно снижалось время перехода системы из походного положения в боевое. Производство Д-1 было прекращено только в 1949 году после выпуска 2827 орудий.
технические характеристики | 152-мм гаубица обр. 1943 г. |
---|---|
Калибр, мм | 152,4 |
Вес в боевом положении, кг | 3640 |
Длина ствола, мм | 4221 |
Угол ГН, град | 35 |
Угол ВН, град | -3; +63,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 560-620 |
Вес снаряда (осколочный), кг | |
Скорострельность, выстр/мин | 3-4 |
Макс. дальность стрельбы, м | 12400 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров | 2827 |