- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
152-мм гаубица-пушка
МЛ-20
(МЛ-20)
1937
К середине 30-х годов 152-мм пушка обр. 1910/34 гг., выпускаемая заводом в Мотовилихе, уже порядком устарела и ГАУ потребовало разработки новой артиллерийской системы аналогичного калибра. В первую очередь необходимо было увеличить угол возвышения, ввести механизм подрессоривания лафета и упростить технологию производства орудия.
Новые 152-мм пушки одновременно спроектировали две конструкторские группы завода в Мотовилихе: МЛ-15 была изготовлена по заказу ГАУ, а МЛ-20 разрабатывалась в инициативном порядке группой под руководством Ф.Ф. Петрова. После государственных испытаний, проходивших в конце 1936 — начале 1937 годов, было принято на вооружение орудие МЛ-20 под обозначением «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».
Соответственно названию, универсальная артсистема МЛ-20 совмещала в себе свойства гаубицы и пушки. По отношению к 152-мм пушке обр. 1910/34 гг., от которой были заимствованы многие детали и узлы, МЛ-20 имела и целый ряд отличий: новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, устройства изменения длины отката и выключения подрессоривания. Ствол для МЛ-20, оборудованный дульным тормозом, выпускался в двух основных вариантах: ствол-моноблок и скрепленный ствол. Вертикальное наведение орудия осуществлялось секторным подъемным механизмом на угол до 65°. Поршневой затвор открывался и закрывался поворотом рукоятки. Уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитовым прикрытием. Транспортировалась МЛ-20 на лафете с оттянутым стволом со скоростью до 20 км/ч. Широкая номенклатура используемых снарядов сделала это орудие поистине уникальным. Выстрелы раздельно-гильзового заряжания снабжались 13 переменными зарядами.
Всего было изготовлено 6884 пушки-гаубицы МЛ-20, которые поступили на вооружение подразделений армейской артиллерии и артиллерии РГК. Эти орудия являлись главной «стальной метлой» Красной Армии в наступательных операциях.
технические характеристики | 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 |
---|---|
Калибр, мм | 152 |
Вес в боевом положении, кг | 7130 |
Длина ствола, мм | 4925 |
Угол ГН, град | 58 |
Угол ВН, град | -2, +65 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 655 |
Вес снаряда (осколочный), кг | |
Скорострельность, выстр/мин | 3-4 |
Макс. дальность стрельбы, м | 17200 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров | 6884 |