- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
75-мм полевая пушка
Canon de 75 mle 1897/33
(обр. 1897/33)
1897
Во Франции в период Первой мировой войны эта пушка стала такой же национальной легендой, как в России знаменитая «трехдюймовка». Французы считают, что именно благодаря скорострельности «семьдесятпяток» удалось выиграть все решающие сражения «великой бойни» и одержать победу над Германией.
75-мм орудие имело ряд конструктивных новинок. Для уменьшения длины люльки в ее верхней и нижней частях монтировались направляющие полозья, по которым на роликах откатывался ствол при выстреле. Сама люлька размещалась цапфами в гнездах лафета. Пушка оснащалась гидропневматическим тормозом отката и поршневым эксцентрическим затвором, предотвращавшим случайные выстрелы.
Французская 75-мм пушка показала высокие качества в боях. Особенно эффективна она была при стрельбе на рикошетах: перед целью снаряды отскакивали от земли и взрывались на небольшой высоте, поражая осколками живую силу врага. В 1939 году на вооружении французской армии находилось свыше 4500 полевых 75-мм орудий. Они широко поставлялись на экспорт в различные страны Европы, а также производились по лицензии в США. В 1933 году 75-мм пушка прошла процесс модернизации во Франции и получила улучшенный лафет, колеса автомобильного типа и обозначение «75-мм пушка обр. 1897/33 гг.».
После поражения французской армии в 1940 году значительное число орудий этого типа попало в руки немцев. В вермахте пушку обозначили 7,5-см FK 97 (f) и первоначально использовали для обороны Атлантического побережья и различных тыловых объектов. Однако уже в 1941 году большая часть трофейных орудий была отправлена на Восточный фронт для борьбы с советскими танками. Для этого качающуюся часть французской пушки попросту переставили на станок немецкого орудия Раk.38. Для уменьшения отдачи при стрельбе усиленными зарядами ствол оборудовали дульным тормозом. Импровизированная артсистема с наименованием Раk.97/38 служила до тех пор, пока на фронт не поступили более мощные пушки Раk.41 того же калибра.
технические характеристики | 75-мм полевая пушка обр. 1897 г. |
---|---|
Калибр, мм | 75 |
Вес в боевом положении, кг | 1140 |
Длина ствола, мм | 2720 |
Угол ГН, град | 6 |
Угол ВН, град | -11;+18 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 575 |
Вес снаряда (осколочный), кг | 6,2 |
Скорострельность, выстр/мин | 12 |
Макс. дальность стрельбы, м | 11200 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров |