- австрия
- Skoda 149-мм
- англия
- 60-pdr
- B.L. 6-in Mk.I
- B.L. 6-in
- B.L. 8-in Mk.VII
- B.L. 8-in Mk.VI
- B.L. 12-in
- Q.F. 25-pr
- Q.F. 13,5-in
- B.L. 7,2-in
- B.L. 5,5-in
- Q.F. 3,7-in
- германия
- Dicke Berta
- Örlikon
- Gamma
- sFH.18
- leFH.18
- leIG.18
- sIG.33
- GebK.36
- К-38
- LG.40
- Dora/Gustav
- италия
- 65/17 mod.13
- 210/22 mod.35
- СССР
- обр. 1902
- обр. 1909 г.
- обр. 1909
- обр. 1910
- обр. 1910 152
- обр. 1910
- обр. 1910
- обр.1927
- Б-4
- БПК
- А-19
- Ф-22
- Бр-2
- МЛ-20
- М-30
- М-10
- Бр-5
- Бр-18
- ЗИС-3
- Д-1
- ОБ-25
- БС-3
- США
- 406-мм орудие
- M1
- М1А1
- М1
- М2А1
- М1 (М115)
- М1А2 (М114)
- М3
- франция
- St.Chamond
- Canon de 75 1897/33
- Schneider
- Canonne da 75/27
- Schneider L13S
- St.Chamond 400
- GPF
- St.Chamond мортира
- Bourges
- чехия
- Skoda
- швеция
- Bofors m/34
- япония
- Тип 35
- тип 38
- tip 91
- Тип 92
- тип 94
- tip 96
400-мм железнодорожная гаубица
St.Chamond
(Сен-Шамон)
1915
Первые попытки создания железнодорожных артиллерийских установок для обороны крепостей французы предприняли еще в начале 1880-х годов. В 1910 году завод Шнейдера построил для Перу 200-мм гаубицу, размещенную на поворотной тумбе железнодорожной платформы. Орудие имело круговой горизонтальный обстрел. Однако наибольший толчок развитию железнодорожной артиллерии дала Первая мировая война, вскоре принявшая позиционный характер. Для прорыва хорошо укрепленной обороны противника требовались мощные тяжелые орудия, обладающие также достаточной подвижностью.
В октябре 1914 года французское правительство сформировало специальную комиссию, отвечавшую за создание железнодорожных видов вооружения, которая, в свою очередь, обратилась к крупнейшим оружейным концернам с предложением разработки крупнокалиберных орудий на железнодорожных транспортерах. Проектные и строительные работы заняли совсем немного времени, и уже в мае 1915 года на фронте появились восемь железнодорожных пушек фирмы «Шнейдер-Крезо», а спустя несколько месяцев приняли боевое крещение особо мощные 400-мм гаубицы фирмы «Сен-Шамон».
Для стрельбы 400-мм орудия, размещенные на платформе с десятью парами колес, загонялись на специально оборудованный железнодорожный путь. Четыре бетонных основания по краям пути служили для монтажа выносных боковых опор транспортера, оберегавших колеса платформы от деформации при выстреле. Расчет гаубицы располагался на огражденной площадке транспортера и для облегчения заряжания имел в своем распоряжении лебедку и транспортную повозку. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания с фугасным снарядом весом 641 кг. Дальность стрельбы установки составляла около 16 км.
технические характеристики | 400-мм гаубица Сен-Шамона |
---|---|
Калибр, мм | 400 |
Вес в боевом положении, кг | 137000 |
Длина ствола, мм | |
Угол ГН, град | 12 |
Угол ВН, град | 0; +65 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 530 |
Вес снаряда, кг | 641 |
Скорострельность, выстр/мин | |
Макс. дальность стрельбы, м | 16100 |
Бронепробиваемость на дистанции 600 м, мм | |
Кол-во выпущенных экземпляров |