- англия
- Sexton
- Bishop
- германия
- SIG-33
- StuG III
- Karl
- Sturmpanzer II
- Pz.SFL.V
- Bison
- StuIG.33
- StuН.42
- StuG 33B
- Brummbär
- Wespe
- StuG IV
- Hummel
- Sturmtiger
- италия
- Semovente Da 47/32
- Semovente Da 105/25
- Semovente Da 90/53
- СССР
- СУ-5
- СУ-12
- СУ-14-Бр-2
- СУ-122
- ИСУ-122
- СУ-76
- США
- М8 «Scott»
- M7 «Priest»
- М40 «Long Тоm»
- M43
- М37
- япония
- Хо-Ро
- Тип 1 «Хо-Ни I»
152-мм самоходная артиллерийская установка
СУ-14-Бр-2
1940
Идея создания самоходной артиллерии на шасси танков была теоретически обоснована в Англии, однако впервые практическое воплощение она получила в СССР. В середине 30-х годов в Советском Союзе построили различные типы самоходок с мощными орудиями, однако все они пали жертвами политических «разборок» в стране. Среди отвергнутых артсистем находились САУ для ВДВ на базе танка Т-37/38, «малый триплекс» на базе Т-26 и БТ-2 и, наконец, невиданный в мире тяжелый «триплекс ТАОН».
Об уцелевших самоходках СУ-14 вспомнили зимой 1939 года, когда Красная Армия приступила к штурму «линии Маннергейма». Войска отчаянно нуждались в мощной огневой поддержке Поэтому две установки этого типа решили экранировать броневыми листами толщиной 30-50 мм, чтобы самоходки могли подходить к финским ДОТам на расстояние прямого выстрела. Но Ижорский завод затянул поставку бронелистов, и работы завершились только в марте 1940 года, когда война на Карельском перешейке уже закончилась. Тем не менее машины с усиленным бронированием прошли обкатку протяженностью 26 км и в целом показали неважные ходовые качества. При возросшей до 64 т боевой массе СУ-14-Бр-2 с трудом достигала скорости 22 км/ч, двигатель работал с напряжением, развороты происходили тяжело. На доработку трансмиссии средств не было выделено, и поэтому на опытном образце СУ-14 из-за сильной перегрузки ограничились только заменой резиновых бандажей катков на металлические.
В 1940 году 152-мм САУ СУ-14 с пушкой Б-30 и СУ-14-1 с пушкой Бр-2 прошли артиллерийские стрельбы на НИАПе, испытывались в Киевском особом военном округе и затем были законсервированы. В дальнейшем обеим самоходкам все же довелось принять участие в боевых действиях. Осенью 1941 года их вместе с артустановкой СУ-100У включили в состав отдельного тяжелого дивизиона особого назначения, и в ходе обороны Москвы они обстреливали с закрытых позиций в районе станции Кубинка немецкие войска.
технические характеристики | СУ-14-Бр-2 обр. 1941 г. |
---|---|
Боевая масса, т | 64 |
Экипаж, чел. | 7 |
Длина, мм | |
Ширина, мм | |
Высота, мм | |
Клиренс, мм | |
Броня, мм | 30-50 |
Скорость максимальная, км/ч | 22 |
Запас хода, км | |
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | М-14Ф | 1 | 680 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект, шт |
1 | Пушка | 152 | Бр-2 | 1 | |
1 | Пулемет | 7,62 | ДТ | 1 |