- англия
- Sexton
- Bishop
- германия
- SIG-33
- StuG III
- Karl
- Sturmpanzer II
- Pz.SFL.V
- Bison
- StuIG.33
- StuН.42
- StuG 33B
- StuG IV
- Hummel
- Brummbär
- Wespe
- Sturmtiger
- италия
- Semovente Da 47/32
- Semovente Da 105/25
- Semovente Da 90/53
- СССР
- СУ-5
- СУ-12
- СУ-14-Бр-2
- СУ-122
- ИСУ-122
- СУ-76
- США
- М8 «Scott»
- M7 «Priest»
- М37
- М40 «Long Тоm»
- M43
- япония
- Хо-Ро
- Тип 1 «Хо-Ни I»
ШТУРМОВОЙ ТАНК
Sturmpanzer IV «Brummbär»
1943
В начале 1942 года компании Alkett было приказано разработать проект нового Sturmpanzer (штурмовой танк), в сотрудничестве с Krupp. Прототип был изготовлен с использованием улучшенного шасси от Panzer IV. В то время как другие модели штурмовых орудий, такие как Sturmhaubitze 42 (Sd. Kfz. 142/2) и Stug 33, разрабатывались как временные варианты, Albert Speer приказал разработать полноценный штурмовой танк — Sturmpanzer IV. Фактически считается, что Stug 33 был прямым предшественником Sturmpanzer IV. В ходе совещания 2 октября 1942 года Speer представил чертежи нового штурмового танка, и 14 октября того же года планы по разработке нового Sturmpanzer IV были представлены Адольфу Гитлеру. После осмотра Фюрер приказал изготовить первую серию из 40-60, с тем, чтобы она была готова к весне 1943 года.
Новый Strumpanzer должен был собираться на шасси Panzer IV и вооружаться 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией Skoda). В феврале 1943 года Skoda построила первый прототип Sturmpanzer IV (Sturmpanzer 43).
Вскоре после этого была заказана первая серия из 60-ти машин. К марту 1943 года было закончено 6 машин, а к концу апреля — еще 40. Заказ был выполнен в мае 1943 года, когда было собрано еще 14 машин. Все машины первой серии были изготовлены на базе восстановленных шасси от Panzer IV, и в дальнейшем было решено также собирать «Brummbar» на восстановленных (отремонтированных) шасси. В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые. После всесторонних испытаний и постоянных запросов на такое оружие с передовых линий, Гитлер приказал начать серийное производство Sturmpanzer IV. 15 мая 1943 года Sturmpanzer IV был официально представлен лидерам Третьего Рейха.
Широкое производство должно было начаться в конце мая 1943 года. Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла громадное количество топлива.
150 мм орудие было закреплено на шарообразном шарнире в 100 мм передней броневой плите. На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbar» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.
Большинство ранних «Brummbar» было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и боях у Запорожья. Оставшиеся нашли свой конец в жестоких боях у маленькой деревушки под названием Himmelreich.
В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. Полномасштабное производство «Brummbar» началось. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbar».
В середине 1944 года надстройка была переделана, и далее производство Sturmpanzer IV продолжалось до марта 1945 года. На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и, в основном, обрабатывались антимагнитной пастой Zimmerit. На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет. Поздний вариант «Brummbar» являлся грозным и важным для Panzerwaffe оружием.
Поздние модели Sturmpanzer IV «Brummbar» собирались на шасси Panzer IV Ausf H/J. Всего, в период с марта 1943 по март 1945 года, было выпущено 298(306) Sturmpanzer IV и Sturmpanzer IV «Brummbar». Все машины были собраны на новых или отремонтированных шасси Panzer IV. Производством запчастей занимались различные фирмы, а собиралось все на заводах компании Deutsche Eisenwerke.
Единственным серьезным недостатком «Brummbar» было слишком стесненное внутренне пространство корпуса, и как следствие, малый боезапас. Менее 40 снарядов, размещенных внутри корпуса, делали работу экипажа из 5-ти человек весьма затрудненной. Sturmpanzer IV, в первую очередь, предназначался для уличных боев, и был очень эффективен в борьбе против пехоты на укрепленных позициях, в городских зданиях или любых других укрытиях.
Небольшое количество средних и поздних вариантов «Brummbar» использовалось в качестве командирских машин, оборудованных дополнительным радиооборудованием и антеннами — Bef.Stu.Pz.IV.
Боевое крещение Sturmpanzer IV «Brummbar» получил на Курской Дуге (лето 1943 года). Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона — 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. «Brummbar» также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения — Sturmpanzer-Kompanie z.b.V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году. Sturmpanzer также был известен в войсках под прозвищем «Stupa».
технические характеристики | Sturmpanzer IV «Brummbär» |
---|---|
Боевая масса, т | 21 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина, мм | 5930 |
Ширина, мм | 2880 |
Высота, мм | 2520 |
Клиренс, мм | 400 |
Броня, мм | 10-100 |
Лоб корпуса и рубки, мм | 100 |
Борт, мм | 30 |
Корма, мм | 15 |
Крыша, мм | 10 |
Скорость максимальная, км/ч | 40 |
Запас хода, км | 210 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 341 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | Maybach HL 120TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин | 1 | 265 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект, шт |
1 | Гаубица | 150 | StuH 43 L/12 | 1 | 38 |
1 | Пулемет | 7,92 | MG34 | 1 | 600 |