- англия
- Sexton
- Bishop
- германия
- SIG-33
- StuG III
- Karl
- Sturmpanzer II
- Pz.SFL.V
- Bison
- StuIG.33
- StuН.42
- StuG 33B
- StuG IV
- Hummel
- Brummbär
- Wespe
- Sturmtiger
- италия
- Semovente Da 47/32
- Semovente Da 105/25
- Semovente Da 90/53
- СССР
- СУ-5
- СУ-12
- СУ-14-Бр-2
- СУ-122
- ИСУ-122
- СУ-76
- США
- М8 «Scott»
- M7 «Priest»
- М37
- М40 «Long Тоm»
- M43
- япония
- Хо-Ро
- Тип 1 «Хо-Ни I»
76,2-мм САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА
СУ-12
1938
Первые полноценные артиллерийские установки самоходного типа были созданы в СССР в середине 30-х годов и строились в единичных экземплярах или малыми сериями. Репрессии, от которых пострадал высший командный состав РККА, в частности сторонник САУ маршал Тухачевский, послужили причиной прекращения подобных работ. Поэтому потребность Красной Армии в мобильных артсистемах пришлось удовлетворять за счет установки полковой пушки образца 1927 года во вращающейся рубке на платформе грузовика ГАЗ-ААА.
Пушка крепилась на тумбе и в походном положении разворачивалась вперед и фиксировалась, а вращающаяся часть тумбы ставилась на тормоз. Самоходная установка, обозначенная СУ-12, могла вести огонь как с места, так и с ходу. Сектор ее горизонтального обстрела составлял 270° из-за невозможности ведения огня вперед – пороховыми газами повреждалась кабина машины. Боевая рубка была сварена из стальных листов толщиной 4 мм. Передний лист рубки имел амбразуру для качающейся части орудия и два окна с левой стороны - под отражатель панорамы и для визирной трубки. Окна прикрывались задвижками, а главная амбразура – дополнительным щитком, закрепленным на теле пушки. Для предохранения от пороховых газов задняя стенка кабины автомобиля была усилена 2-мм стальной пластиной с отверстием посередине. Последнее служило для общения с водителем и в случае необходимости закрывалось изнутри кабины стальной заслонкой. К стальной пластине-отражателю крепились два зарядных ящика: правый на 18 штатных гранат, левый – на 18 шрапнелей.
Самоходная установка СУ-12 строилась серийно начиная с 1938 года и была достаточно мобильным средством огневой поддержки механизированных подразделений. Однако проходимость, надежность и защищенность ее оставляли желать лучшего, и это позволяло сделать единственно правильный вывод: самоходные артиллерийские установки необходимо выпускать на гусеничном ходу.
технические характеристики | СУ-12 |
---|---|
Боевая масса, т | 3,7 |
Экипаж, чел. | 4 |
Длина, мм | 5610 |
Ширина, мм | 1900 |
Высота, мм | 2320 |
Клиренс, мм | |
Броня, мм | противопульная |
Скорость максимальная, км/ч | 60 |
Запас хода, км | 370 |
Кол-во выпущенных экземпляров |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | K | ГАЗ | 1 | 50 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект, шт |
1 | Пушка | 76,2 | 1 | 60 |