- англия
- Sexton
- Bishop
- германия
- SIG-33
- StuG III
- Karl
- Sturmpanzer II
- Pz.SFL.V
- Bison
- StuIG.33
- StuН.42
- StuG 33B
- StuG IV
- Hummel
- Brummbär
- Wespe
- Sturmtiger
- италия
- Semovente Da 47/32
- Semovente Da 105/25
- Semovente Da 90/53
- СССР
- СУ-5
- СУ-12
- СУ-14-Бр-2
- СУ-122
- ИСУ-122
- СУ-76
- США
- М8 «Scott»
- M7 «Priest»
- М37
- М40 «Long Тоm»
- M43
- япония
- Хо-Ро
- Тип 1 «Хо-Ни I»
ТЯЖЕЛОЕ ПЕХОТНОЕ ОРУДИЕ
«Bison»
1942
Еще до того как пошел в серию Sturmpanzer I, в планах уже была разработка улучшенной версии, базирующейся на шасси и компонентах Panzer II. Panzer II морально устарел уже к 1941 году, но большое количество выпущенных танков этого типа, сделало их прекрасной базой для различных модернизаций и переделок.
Первый улучшенный прототип был испытан на заводском полигоне в Куммерсдорфе 13 июня 1940 года. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на шасси Panzer II Ausf B, которое, как выяснилось, не могло предоставить достаточно места для размещения столь массивного орудия, так же, как и не могло достаточно погашать отдачу орудия при выстреле.
18 февраля 1941 года было решено построить Sturmpanzer II на модифицированном безбашенном шасси/корпусе Panzer II. В июле-августе 1941 года первый Sturmpanzer II Bison (удлиненная версия) был выпущен компанией Alkett, а к январю 1942 года были готовы все 12 машин. Для увеличения внутреннего пространства, шасси было слегка расширено (на 32 см) и удлиненно (на 60 см), а также добавлено шестое дорожное колесо.
В отличие от Wespe, Bison не имел защитных боковых бронеплит по всей длине надстройки. Тяжелое 150 мм пехотное орудие sIG 33 L/11.4 было установлено в орудийном щите, протянувшемуся на всю ширину надстройки. Bison имел низкий силуэт и переднерасположенное орудие. Технические характеристики Bison были схожи с Panzer II, они имели один и тот же двигатель Maybach HL62 TRM. Правда, некоторые источники настаивают на том, что Bison оснащался двигателем Buessing-NAG L8V. Экипаж Bison состоял из 4-х человек, а вес — примерно 12000 кг.
Все машины были сгруппированы в 707-ю и 708-ю sIG Kp (Sfl.) — роты тяжелой пехотной артиллерии и, в период с февраля по апрель 1942 года, отправлены в Ливию, в Северной Африке. В эксплуатации они оказались очень ненадежными и постоянно ломались. Через короткое время на ходу осталось всего несколько машин, а остальные использовались на запчасти. К 2 декабря 1942 года, в боях было потеряно восемь Bison. Остальные шесть машин воевали в составе DAK - Deutsches Afrika Korps вплоть до весны 1943 года, когда был брошен последний подбитый Bison. Есть сведения, что англичане захватили 6 разобранных и брошенных Bison на одном из заводов в Германии. Также известно, что один экземпляр Sturmpanzer II Bison использовался в Египетской армии и участвовал в войне с Израилем в 1948 году. Основываясь на опыте, полученном при разработке Sturmpanzer II Bison, была разработана и пошла в серию более практичная и удачная модель самоходной установки — Wespe.
технические характеристики | «Bison» |
---|---|
Боевая масса, т | 11,5 |
Экипаж, чел. | 5 |
Длина, мм | 4835 |
Ширина, мм | 2150 |
Высота, мм | 2470 |
Клиренс, мм | 380 |
Броня, мм | 14,5-50 |
Лоб корпуса, мм | 50 |
Лоб рубки, мм | 25 |
Борт, мм | 15-20 |
Борт, корма рубки, мм | 14,5 |
Скорость максимальная, км/ч | 35 |
Запас хода, км | 185 |
Кол-во выпущенных экземпляров | 372 |
Двигатели | ||||
---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. |
1 | К | Praga EPA, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин | 1 | 125 |
Вооружение | |||||
---|---|---|---|---|---|
Вариант | Тип | Калибр, мм | Модель | Кол-во | Боекомплект, шт |
1 | Гаубица | 150 | sIG 33 L/11 | 1 | 15 |
Основные модификации | ||
---|---|---|
Модель | Особенности | Кол-во экз. |
Bison Ausf.H | Ausf.H шасси и корпус базового танка. Рубка спроектирована аналогично Marder III Ausf.H и занимает почти всю длину корпуса. Механик-водитель располагается в рубке справа по борту. В лобовом листе установлена 150-мм тяжелая пехотная гаубица. | 90 |
Bison Ausf.M | двигатель смещен в середину корпуса. Боевое отделение расположено сзади, отделение управления—спереди. Орудие—sIG 33/1. Боекомплект—18 артвыстрелов. Боевая масса машины—12 т. Экипаж 4 чел. Макс. скорость—35 км/ч, запас хода — 190 км. | 282 |