• Авиация
    • Истребители
    • Разведчики
    • Бомбардировщики
    • Штурмовики
    • Транспортные
    • Морские
    • Учебные
    • Вспомогательные
    • Другие ЛА
  • Бронетехника
    • Автотранспорт
    • Бронемашины
    • Малые и легкие танки
    • Средние танки
    • Тяжелые танки
  • Надводный флот
  • Подводный флот
  • Артиллерия
    • САУ
    • ПТСУ
    • ЗСУ
    • Зенитная
    • Противотанковая
    • Дальнобойная
    • Реактивная
    • Миномёты
  • Пехота
    • Револьверы
    • Пистолеты
    • Винтовки
    • Пистолеты-пулеметы
    • Пулеметы
    • Противотанковые ружья
    • Гранаты ручные
    • Гранатомёты
    • Огнемёты
  1. англия
  2. AEC Matador
  3. Bedford OYD
  4. Austin K2/Y
  5. Austin K5
  6. Fordson WOT6
  7. Bedford QLD
  8. венгрия
  9. 38 M. Botond
  10. германия
  11. Opel Blitz
  12. Bussing-NAG G31
  13. Sd.Kfz.8
  14. FN-Kegresse
  15. Sd.Kfz.7
  16. Sd.Kfz.11
  17. Sd.Kfz.10
  18. Sd.Kfz.9
  19. Kubelwagen
  20. Sd.Kfz.6
  21. Bussing-NAG 500
  22. Sd.Kfz.2
  23. LWS
  24. Gaswagen
  25. RSO
  26. Schwimmwagen
  27. SWS
  28. Skoda RSO
  29. италия
  30. Alfa Romeo 500DR
  31. Bianchi Miles
  32. FIAT 626
  33. польша
  34. Ursus A
  35. Polski Fiat 621 L
  36. США
  37. M20 Diamond T
  38. Chevrolet G506
  39. Linn C5 Catruck
  40. DUKW-353
  41. GMC CCKW
  42. Dodge WC-51
  43. Mack NR
  44. Willys MB
  45. Dodge WC-62
  46. Ford G8T
  47. Studebaker US6
  48. Ford GPA
  49. франция
  50. Lorraine 37L
  51. япония
  52. Тип 2598 «Со-Да»
  53. Тип 1 «Хо-Ха»
  54. Ка-тсу
  55. Тип 1 «Хо-Ки»

Полугусеничный артеллирийский тягач
Sd.Kfz.10
(Sd.Kfz.10)
1938


Первые наброски этой машины появились в 1932 году, когда управление вооружения сухопутных войск рейсхвера обратилось к фирме «Демаг» с предложением разработать для армии вездеход многоцелевого назначения. Прототип был построен в 1934 году, а серийное производство наиболее многочисленных моделей типа D6 и D7 было развернуто соответственно в 1937 и 1939 гг. Тягачи Sd.Kfz.10 выпускались до 1944 года практически не меняя своего внешнего вида. Всего же до конца войны фирмы «Демаг» «Адлер», «Бюссинг-НАГ» «Фаномен» и «Заурер» выпустили 14698 тягачей (7326 шасси было использовано для постройки бронетранспортеров Sd.Kfz.250). Наиболее многочисленными были машины базовой модели, на основе которой производились модификации, имевшие обозначения от Sd.Kfz.10/1 до SdKfz 10/5.

Sd.Kfz.10 настолько отвечал всем требованиям военных, что не нуждался в модернизации. Несмотря на то что изначально он предназначался для буксировки артиллерийских орудий, его использовали в качестве носителя зенитных пушек Flak 30 и Flak 38, а также тягача системы залпового огня Nebelwerfer 42.

Полугусеничный тягач Sd.Kfz.10 широко использовался во всех крупных сражениях второй мировой войны. Он отличался прекрасной проходимостью при движении по бездорожью и постоянно подтверждал свои высокие вездеходные качества на Восточном фронте, где в зимний и осенний периоды дороги превращались в настоящую западню для колесной техники.

Одним словом «Демаг» Sd.Kfz.10 являлся важным элементом моторизации вермахта, выполняя самые разные задачи, в том числе и по противовоздушной обороне полевых аэродромов люфтваффе.

Тягач был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передней управляемой осью и гусеничным ходом вместо заднего моста.

Водитель и командир машины размещались впереди в открытой кабине, отделенной от кузова невысокой перегородкой. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры, давления масла, тахометр, указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управление машиной осуществлялось с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа. Справа от сидения водителя находился рычаг переключения скоростей коробки передач и рычаг ручного тормоза.

Открытый сверху небронированный кузов крепился на раме шасси, выполненной из коробчатых балок, сваренных из стального уголкового профиля и усиленных траверсами. В кузове размещался артиллерийский расчет в составе 6 человек, которые сидели на двух скамьях, расположенных вдоль бортов. Для защиты от дождя и снега над кузовом и кабиной разворачивался брезентовый тент.

Артиллерийский тягач Sd.Kfz.10 был оснащен шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL42TUKRM развивавшим мощность 73 6 кВт при 2800 об/мин. При полной массе машины 3,4 т удельная мощность двигателя составляла 21,65 кВт/т. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили планетарная коробка передач «Майбах Вариорекс» VG 102 128Н, обеспечивавшая движение вперед на семи скоростях и назад — на трех, двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим управлением «Фихтель унд Саксмекано» PF220K и тормозная система фирмы «АТЕ/Перро».

Силовая установка позволяла тягачу двигаться по шоссе с максимальной скоростью 65 км/ч. При движении по дороге с твердым покрытием потребление топлива составляло 40 л на 100 км пути, а при езде по бездорожью увеличивалось до 80 л на 100 км. Запас хода с полным баком составлял 275 км.

Электрооборудование бронетранспортера запитывалось от 12-вольтового генератора «Бош» RKCN 300/12–1300 мощностью 300 Вт и 12-вольтового свинцового аккумулятора «Бош» емкостью 94 А.ч.. Аккумулятор размещался в контейнере под сиденьем командира машины. Эти источники энергии обеспечивали подсветку приборов управления, работу клаксона, фар, ходовых и габаритных огней.

Тягач Sd.Kfz.10 имел полугусеничное шасси, передние колеса управляли направлением движения машины, а гусеничный ход обеспечивал привод и движение по пересеченной местности. Использование такого шасси давало ряд преимуществ, и в том числе позволяло существенно упростить конструкцию машины (устранялись сложные бортовые редукторы и дополнительные фрикционы) при сохранении высокой проходимости, свойственной гусеничным машинам.

Передний управляемый автомобильный мост с подвеской на поперечной полу эллиптической листовой рессоре оснащался односкатными колесами с пневматическими шинами низкого давления типа «Континентал» или «Мишлен» имевшими размер 6,00–20. В состав гусеничного хода с торсионной подвеской входили, применительно к одному борту четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка, расположенных в шахматном порядке с взаимным перекрытием дисков, направляющее колесо заднего расположения, литое ведущее колесо переднего расположения, не имевшее зубцов, — перемещение гусеничной ленты обеспечивали 12 роликов. В гусеничном ходе использовалась мелкозвенчатая одногребневая гусеничная лента с амортизирующими резиновыми вкладышами типа Zpw 51/240/160. Каждая гусеница состояла из 38 траков шириной 240 мм.

На 1 марта 1945 года вермахт располагал 2255 тягачами Sd.Kfz.10.

 

технические характеристики Sd.Kfz.10
Боевая масса, т 3,4
Экипаж, чел. 8
Грузоподъемность, т 1,5
Тяговое усилие, т 1
Длина,мм 4750
Ширина,мм 1840
Высота,мм 1620
Дорожный просвет,мм 325
Броня, мм нет
Скорость максимальная, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 275
Кол-во выпущенных экземпляров 14698

Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
 1  K «Maйбах»HL 42 TUKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 73,6 кВт при 2800 об/мин  1  100,07


Основные модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
Sd.Kfz. 10  базовая модель. Ходовая часть полугусеничного типа. Открытый сверху (предусматривалась установка брезентового тента) небронированный кузов вмещал только артиллерийский расчет  
Sd.Kfz. 10/1 машина химической разведки  
Sd.Kfz. 10/2 дегазационная машина  
Sd.Kfz. 10/3 машина для распыления отравляющих веществ  
Sd.Kfz. 10/4 20-мм автоматическая пушка Flak 30 за штатным щитом в кузове тягача (на машинах первых серий щит отсутствовал). Боекомплект 260 выстрелов. Боевая масса 5,5 т, экипаж 7 человек  
Sd.Kfz. 10/5 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38. Боекомплект 280 выстрелов. Часть машин имела броневое прикрытие кабины и двигателя. 610
2010-2025, Орел. Rambler's Top100