20-мм противотанковое ружье
L-35
(Л-35)
1939
Командование финской армии достаточно рано осознало необходимость наличия противотанковых ружей в системе вооружения пехоты и приложило все усилия для того, чтобы организовать серийный выпуск этих ружей. Разработанное финским конструктором А. Лахти на базе автоматической авиационной пушки 20-мм противотанковое ружье VKT L-39 начало поступать в пехотные подразделения в 1939 году и в том же году было достаточно успешно использовано против советских легких танков и бронеавтомобилей в ходе советско-финской войны 1939-1940 гг.
Автоматика ружья работает на принципе отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Соответствующая газовая камора закрытого типа установлена под стволом на расстоянии примерно половины длины ствола от его дульного среза. К каморе присоединена направляющая трубка, в которой расположены шток с поршнем и пружиной. Спереди в камору ввинчен газовый регулятор, имеющий четыре фиксированных положения.
Запирание канала ствола (сцепление затвора ее ствольной коробкой) производится запирающим клином, который перемещается вертикально в результате взаимодействия с наклонной плоскостью рамы.
В связи с весьма высокой скорострельностью авиационной пушки, на базе которой было разработано ружье, в его конструкции имеется оригинальная система снижения скорострельности, состоящая из двух спусковых механизмов — заднего и переднего. Задний спусковой механизм служит для удерживания на боевом взводе подвижной системы, а передний — ударника. Соответственно этому перед пистолетной рукояткой, установленной под ствольной коробкой, имеются два спусковых крючка: нижний — для заднего спускового механизма, а верхний — для переднего. Для производства выстрела нужно сначала нажать на нижний спусковой крючок, а затем — на верхний, что не только резко снижает скорострельность, но и надежно предохраняет от случайных выстрелов. Впрочем, ружье имеет и отдельный предохранитель, расположенный с правой стороны спусковой коробки. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма.
Питание патронами при стрельбе производится из сменного коробчатого магазина, устанавливаемого на ствольную коробку сверху и удерживаемого защелкой. Емкость магазина — 10 патронов. Несмотря на относительно небольшую начальную скорость бронебойной пули (550 м/сек), она на расстоянии 100 м пробивает броню толщиной 30 мм, что для начального этапа войны было вполне приемлемым показателем.
Стрельба из ружья велась с использованием отъемной двуногой сошки, которая снабжалась полозьями лыжного типа для перемещения волоком по снегу и грунту. Плечевой упор закреплен непосредственно на затыльнике ствольной коробки, с левой стороны к ствольной коробке прикреплена деревянная планка для предотвращения примерзания щеки стрелка к ствольной коробке в зимнее время. Благодаря упругой конструкции плечевого упора и наличию многокамерного дульного тормоза сила отдачи сравнительно невелика.
Прицельные приспособления ружья состоят из секторного прицела и мушки.
Конструкция ружья в целом отличается рациональностью, а такие «мелочи», как откидной щиток, которым закрывается окно магазина на походе, минимальное количество отверстий в ствольной коробке, снабженный отверстиями деревянный кожух на стволе и т.д. значительно повышают его надежность. Ружье достаточно эффективно использовалось на начальном этапе войны, однако против танков Т-34 и КБ, ставших основными типами боевых машин советских бронетанковых войск, оно было бессильно.
технические характеристики | L-39 обр. 1936 г. |
---|---|
Калибр, мм | 20 |
Начальная скорость пули, м/с | 550 |
Вес, кг | 57,7 |
Длина общая, мм | 2232 |
Емкость магазина, патронов | 10 |
Бронепробиваемость на расстоянии 100 м, мм | 30 |
Прицельная дальность, м | 1400 |
Практическая скорострельность, выстр/мин | 15 |